6 моделей поведения, о которых нужно забыть матерям

6 моделей поведения, о которых нужно забыть матерям

Каждая мама, воспитывая ребенка, старается дать ему самое лучшее. Но без ошибок не обходится ни одно дело, тем более такое сложное. Психологи Генри Клауд и Джон Таунсенд выделили 6 типов матерей, поведение которых негативно отобразится на взрослой жизни ребенка. Это 6 отклонений от правильного процесса воспитания. Прочитав про 6 типов, вы поймете, какие ошибки в отношениях с ребенком нельзя допускать.

Матерь занимает одно из главных мест в жизни каждого человека. Под «мамой» психологи имеют в виду или родную мать, или человека, взявшего на себя функции матери: это может быть тетя, бабушка, свекровь, няня… Отношения с мамой в детстве влияют на будущее ребенка, ведь именно она закладывает фундамент личности, мировоззрения человека и его привычки. Матерь может стать не только источником добра и заботы, но и причиной серьезных психологических проблем. Перед вами – 6 моделей поведения, которых нужно избегать.

1. Мать-«призрак» Призрак: мама вроде бы есть, но в то же время ее нет. От такой матери ребенок не получает прямого негатива, но этот тип отношений все равно опасный. С «призраком» у ребенка нет никакого контакта. Такие мамины фразы, как «мне некогда», «я устала, позволь отдохнуть», «иди поиграй с папой», «сходи погуляй» – говорят о том, что мать – «призрак». Никто не требует посвящать ребенку все свободное время – в любых отношениях нужно выдерживать «золотую середину». Но мать-«призрак» впадает в крайность – полностью отстраняется от ребенка. И необязательно в прямом понимании: эмоциональная закрытость тоже касается «призрака». Например, отсутствие моральной поддержки ребенка, слова «мне бы твои проблемы» или «не реви из-за ерунды». Бывает, что мама «закрывается» от ребенка с благими намерениями – хочет вырастить сильную личность, поэтому не позволяет себе лишних чувств. Но между воспитанием самостоятельности и игнорированием – большая разница. Такой подход к воспитанию создаст множество проблем уже взрослому человеку. Ребенок матери-«призрака» растет с чувством постоянного одиночества – и из-за этого не умеет доверять людям. Он считает, что может положиться только на себя. Близкие люди такого человека никогда не узнают о его мыслях и чувствах. Ведь человек не научился ими делиться. Отсюда – ощущение недоверия, недосказанности. Окружение будет обвинять его в замкнутости, но просьбы «открыться» не приведут ни к чему, кроме агрессии. Так происходит разрыв отношений, и однажды человек остается в полном одиночестве. Чтобы научить ребенка общаться – с ним нужно разговаривать, научить поддержке можно только поддерживая. Лучшее воспитание – это собственный пример.

Мать- 2. Мать-«фарфоровая куколка» «Фарфоровая куколка» – противоположность холодному «призраку». «Куколка» всегда рядом, проявляет самые яркие эмоции к ребенку, в любую минуту готова прийти на помощь. Часто такая забота перерастает в гиперопеку, но даже не в этом корень зла. Почему куколка «фарфоровая»? Фарфор символизирует хрупкость. Несмотря на готовность защищать ребенка, такая мама не справляется с настоящими проблемами. Ее поддержка существует только на словах. Под давлением негативной ситуации такая мама «ломается»: плачет, кричит, панически боится за ребенка, требует невозможного, словом, делает все что угодно, кроме решения проблемы. Она не может справиться со своими эмоциями, и в важной ситуации просто отстраняется. В трудную минуту «куколка» переживает свои эмоции, а ребенок остается предоставленным самому себе. Желая вернуть контакт с матерью, ребенку приходится сделать вид, что «все нормально», подавить в себе переживания, игнорировать проблему. Только тогда мама «возвращается к жизни». Из-за таких отношений человек привыкает молчать о проблемах, не высказывать негатив, а все глубже прятать его в себе. Как в детстве: не плакать, чтобы не расстроить маму. Результат – депрессии и неврозы. Невысказанность морально губит человека. Во взрослой жизни ему будет сложно принимать решения – в ответственной ситуации он оказывается «парализованным» чувствами. Все силы уходят на то, чтобы спрятать от других свои переживания. Могут возникать фобии или приступы паники – человека пугает сама возможность трудностей в будущем. «Главное – не сделать людям хуже», – думает он и вредит в первую очередь себе.

3. Властная мать Властная мать постоянно контролирует ребенка, а инструмент манипуляции – чувство вины. На любое самостоятельное действие ребенка такая мать говорит: «почему ты со мной не посоветовался?», «ты ранишь меня этим поступком», «ты меня ни во что не ставишь» и прочие фразы, рождающие чувство вины. Еще один способ управлять – молчание. Красноречивое молчание, показывающее, насколько матери плохо. Особенно болезненно она воспринимает слово «нет» ребенка. С властной матерью можно только соглашаться. Такая мама воспринимает ребенка не как личность, а как свое продолжение. Ее девиз: «есть только одно правильное мнение – мое». И желания, мечты ребенка должны совпадать с желаниями матери. Иначе – игнорирование ребенка как способ наказания: «Если ты поступаешь как хочется тебе, а не мне – значит, ты меня не любишь. Тогда и я тебя не люблю». Властная мать подсознательно боится одиночества, поэтому делает ребенка зависимым от себя. Во взрослом возрасте человек, воспитанный властной матерью, не умеет говорить «нет», потому что запрет на собственные желания и мнения давно закрепился в сознании. Такому человеку трудно самостоятельно контролировать жизнь, он рассеянный и неорганизованный. Ведь его характер формировался в условиях, что рядом существует тот, кто все решит. Человек не чувствует себя хозяином своей жизни, не может определиться с выбором и не знает своих способностей. В любой ситуации ему трудно проявить себя. Взрослый наконец-то хочет найти себя настоящего, но ему трудно ответить на вопрос «кто же я на самом деле и чего хочу». Властная мать

4. Мать-«охотница» Такая мать боготворит ребенка, считая его самым лучшим, самым способным и талантливым. С одной стороны это правильно. Но «охотница» имеет нездоровое желание «коллекционировать» достижения ребенка. «Охотиться» за победами. И «коллекция» должна постоянно пополняться. Если оценка – то только пятерка. Если спортивный конкурс – то только первое место. Просто хороший результат не считается. Ребенок «охотницы» обязан быть первым во всем. Иначе… Реакции могут быть разные: скандалы, слезы, обвинения, удивленное «как так, ты же самый лучший?» Ребенок чувствует искренность любви мамы – и ему очень больно ее расстраивать. Страх огорчить маму перерастает в комплекс неполноценности: «мама считает, что я умный, но это не так, ведь вчера я получил четверку», «как сказать маме, что я не могу быть спортсменом – ведь на конкурсе у меня всего лишь второе место?» Ребенок привыкает винить себя не только за неудачу – но и за достойный результат. Вера в себя подрывается идеализмом матери. Перфекционизм матери человек переносит во взрослую жизнь. Он тяжело переживает неудачи, считая, что ошибаться не имеет права. Любой провал может вызвать депрессию. Свои ошибки человек предпочитает скрывать от окружающих. Иногда такие люди могут занять ответственную должность на работе, но чаще они не достигают профессиональных высот – ведь ими руководит панический страх сделать неправильный шаг. Им легче просто выполнять поручения. При этом, отлично справившись с какой-либо задачей, человек ждет от начальства и сотрудников громких восхищений (как делала мама), но не получает их. Отсюда – новый комплекс: «раз никто не хвалит, значит, я недостаточно хорош». Человек, воспитанный «охотницей» в любом общении стремиться показать себя как можно лучше, выглядеть «супергероем». Вот только окружение может воспринимать это как завышенную самооценку, самовлюбленность. А человек не понимает, где допустил ошибку, ведь он хотел как лучше. Он даже самым близким не может показать себя настоящего, постоянно скрываясь за маской «хорошего я». Но и «плохое я» требует «выхода наружу». Поэтому человек ищет компанию, в которой можно показать вторую сторону себя. И самое страшное для него – если два круга общения пересекутся. Отсюда возникает потребность контролировать людей вокруг и постоянное напряжение. Человек все время начеку – иллюзию «идеальности» нужно поддерживать каждую минуту.

5. «Мать -«Американский экспресс» Имя этого типа матери намекает на американскую рекламу кредитной карточки. Карточка называется «Американский экспресс», а в рекламе есть слова – «Не покидайте дом без нее!» Это и есть главная фраза. Матерь такого типа всеми силами не дает уйти от себя даже взрослому ребенку. В детстве и подростковом возрасте мама запрещает ребенку любую активность вне дома: «Как, ты хочешь встретить Новый год с друзьями? Это семейный праздник, мы должны быть вместе». Вместо летнего лагеря ребенок годами ездит на дачу с родителями, вместо кружков после школы – сидит за компьютером дома. Чем старше становится ребенок – тем серьезнее возникают конфликты. Человек хочет исследовать внешний мир – а его всеми способами замыкают в привычном пространстве. В конце концов, покинув родительский дом со скандалами – человек не получает облегчения, ведь он не умеет контактировать с обществом. Всю жизнь мать внушала ему, что она – единственный источник любви, а людям вокруг он безразличен. Так закрепилась привычка смотреть на других не с позиции взрослой независимости, а с позиции инфантильности. Слово «инфантильность» происходит от латинского «infantilis» – «детский». Это детское сознание и поведение во взрослом возрасте. Инфантильный человек в других людях ищет того, кто мог бы заменить ему мать, «цепляется» за людей, пытаясь заслужить их любовь. Человек привык, что правила диктует мама, и уже не может жить по своему сценарию, а ждет приказа. Также он не умеет признавать свою вину – ведь, считает человек, он сам ничего не решает. Решают другие люди, обстоятельства или удача. Воспитать независимого человека возможно только одним способом – давая ребенку свободу в разумных количествах. Давая право выбора и право на ошибку. Каждой матери трудно отпустить выросшего ребенка. Но спокойно пережив его уход – мама увидит становление самодостаточной личности и прекрасные результаты правильного воспитания.

6. Мать -«босс» Мать -«босс» похожа на «Властную мать». Но если «властная» воспринимает ребенка как свое продолжение и контролирует каждый шаг, то «босс» приказывает, пытаясь наставить на путь праведный. «Босс» относится к родительским обязанностям со всем ответственностью, но во многом «перегибает палку». Матери-«боссы» обо всем имеют свое мнение, смело идут по жизни и «твердо стоят на ногах». Эти же качества они хотят привить своим детям. Только способ выбирают неправильный – подавление личности. Такая мать считает себя учителем, обязанным преподнести ребенку «школу жизни». Подать однозначно, без вариантов. Есть только авторитет (мама), которому нужно подчиняться, ведь «мама лучше знает, больше прожила, сталкивалась с такой ситуацией…» Девиз таких матерей: «Ты остаешься моим ребенком и в 30, и в 50 лет». Никто не спорит, но только ребенок – не означает подчиненный. Человек, воспитанный матерью-«боссом» живет с ощущением, что он «ниже» других. Он боится проявить свои способности, показать умения, силу. Сделав собственный выбор, человек страдает от чувства вины из-за «непослушания» – раз никакой авторитет не «дал добро» на действие, значит оно неправильное. Далеко в сознании у него закрепился страх вызвать раздражение, неодобрение. Такой человек чувствует себя некомфортно, если не знает всех «правил поведения» в какой-либо ситуации. Ведь мама комментировала каждое действие. Второй вариант жизни воспитанника мамы-«босса» – наоборот «верхняя» позиция. Вырастая, он ассоциирует себя с матерью и копирует ее модель поведения. В этом случае человек относится ко всем как к несмышленым подчиненным, командует и критикует, придираясь к мелочам. Он чувствует себя обязанным давать «добрые советы» всем вокруг. Проще говоря – лезть не в свое дело. Понятно, что ни к чему хорошему такое общение не приводит. Мать -«босс» хочет дать ребенку все лучшее, и это заслуживает уважения. Но таким мамам необходимо воспринимать ребенка с точки зрения равенства. Смотреть на маленького человека – и заглядывать будущее, видеть взрослого в нем. Придет момент – и человек перестанет нуждаться в маминых наставлениях. Пока еще есть время – смело помогайте, советуйте ребенку. Но помня: поддержка – не диктатура.

Читайте также  Модные правила, как носить тунику

Воспитание ребенка – ответственный и сложный процесс. Но результат обязательно оправдает усилия. Успехов вам!

6 моделей поведения, о которых нужно забыть матерям

Каждая мама, воспитывая ребенка, старается дать ему самое лучшее. Но без ошибок не обходится ни одно дело, тем более такое сложное. Психологи Генри Клауд и Джон Таунсенд выделили 6 типов матерей, поведение которых негативно отобразится на взрослой жизни ребенка. Это 6 отклонений от правильного процесса воспитания. Прочитав про 6 типов, вы поймете, какие ошибки в отношениях с ребенком нельзя допускать.

Матерь занимает одно из главных мест в жизни каждого человека. Под «мамой» психологи имеют в виду или родную мать, или человека, взявшего на себя функции матери: это может быть тетя, бабушка, свекровь, няня…

Отношения с мамой в детстве влияют на будущее ребенка, ведь именно она закладывает фундамент личности, мировоззрения человека и его привычки. Матерь может стать не только источником добра и заботы, но и причиной серьезных психологических проблем. Перед вами – 6 моделей поведения, которых нужно избегать.

1. Мать-«призрак»

Призрак: мама вроде бы есть, но в то же время ее нет. От такой матери ребенок не получает прямого негатива, но этот тип отношений все равно опасный. С «призраком» у ребенка нет никакого контакта. Такие мамины фразы, как «мне некогда», «я устала, позволь отдохнуть», «иди поиграй с папой», «сходи погуляй» – говорят о том, что мать – «призрак». Никто не требует посвящать ребенку все свободное время – в любых отношениях нужно выдерживать «золотую середину». Но мать-«призрак» впадает в крайность – полностью отстраняется от ребенка. И необязательно в прямом понимании: эмоциональная закрытость тоже касается «призрака». Например, отсутствие моральной поддержки ребенка, слова «мне бы твои проблемы» или «не реви из-за ерунды». Бывает, что мама «закрывается» от ребенка с благими намерениями – хочет вырастить сильную личность, поэтому не позволяет себе лишних чувств. Но между воспитанием самостоятельности и игнорированием – большая разница.

Такой подход к воспитанию создаст множество проблем уже взрослому человеку. Ребенок матери-«призрака» растет с чувством постоянного одиночества – и из-за этого не умеет доверять людям. Он считает, что может положиться только на себя. Близкие люди такого человека никогда не узнают о его мыслях и чувствах. Ведь человек не научился ими делиться. Отсюда – ощущение недоверия, недосказанности. Окружение будет обвинять его в замкнутости, но просьбы «открыться» не приведут ни к чему, кроме агрессии. Так происходит разрыв отношений, и однажды человек остается в полном одиночестве. Чтобы научить ребенка общаться – с ним нужно разговаривать, научить поддержке можно только поддерживая. Лучшее воспитание – это собственный пример.

2. Мать-«фарфоровая куколка»

«Фарфоровая куколка» – противоположность холодному «призраку». «Куколка» всегда рядом, проявляет самые яркие эмоции к ребенку, в любую минуту готова прийти на помощь. Часто такая забота перерастает в гиперопеку, но даже не в этом корень зла. Почему куколка «фарфоровая»? Фарфор символизирует хрупкость. Несмотря на готовность защищать ребенка, такая мама не справляется с настоящими проблемами. Ее поддержка существует только на словах. Под давлением негативной ситуации такая мама «ломается»: плачет, кричит, панически боится за ребенка, требует невозможного, словом, делает все что угодно, кроме решения проблемы. Она не может справиться со своими эмоциями, и в важной ситуации просто отстраняется. В трудную минуту «куколка» переживает свои эмоции, а ребенок остается предоставленным самому себе. Желая вернуть контакт с матерью, ребенку приходится сделать вид, что «все нормально», подавить в себе переживания, игнорировать проблему. Только тогда мама «возвращается к жизни».

Из-за таких отношений человек привыкает молчать о проблемах, не высказывать негатив, а все глубже прятать его в себе. Как в детстве: не плакать, чтобы не расстроить маму. Результат – депрессии и неврозы. Невысказанность морально губит человека. Во взрослой жизни ему будет сложно принимать решения – в ответственной ситуации он оказывается «парализованным» чувствами. Все силы уходят на то, чтобы спрятать от других свои переживания. Могут возникать фобии или приступы паники – человека пугает сама возможность трудностей в будущем. «Главное – не сделать людям хуже», – думает он и вредит в первую очередь себе.

3. Властная мать

Властная мать постоянно контролирует ребенка, а инструмент манипуляции – чувство вины. На любое самостоятельное действие ребенка такая мать говорит: «почему ты со мной не посоветовался?», «ты ранишь меня этим поступком», «ты меня ни во что не ставишь» и прочие фразы, рождающие чувство вины. Еще один способ управлять – молчание. Красноречивое молчание, показывающее, насколько матери плохо. Особенно болезненно она воспринимает слово «нет» ребенка. С властной матерью можно только соглашаться. Такая мама воспринимает ребенка не как личность, а как свое продолжение. Ее девиз: «есть только одно правильное мнение – мое». И желания, мечты ребенка должны совпадать с желаниями матери. Иначе – игнорирование ребенка как способ наказания: «Если ты поступаешь как хочется тебе, а не мне – значит, ты меня не любишь. Тогда и я тебя не люблю». Властная мать подсознательно боится одиночества, поэтому делает ребенка зависимым от себя.

Во взрослом возрасте человек, воспитанный властной матерью, не умеет говорить «нет», потому что запрет на собственные желания и мнения давно закрепился в сознании. Такому человеку трудно самостоятельно контролировать жизнь, он рассеянный и неорганизованный. Ведь его характер формировался в условиях, что рядом существует тот, кто все решит. Человек не чувствует себя хозяином своей жизни, не может определиться с выбором и не знает своих способностей. В любой ситуации ему трудно проявить себя. Взрослый наконец-то хочет найти себя настоящего, но ему трудно ответить на вопрос «кто же я на самом деле и чего хочу».

4. Мать-«охотница»

Такая мать боготворит ребенка, считая его самым лучшим, самым способным и талантливым. С одной стороны это правильно. Но «охотница» имеет нездоровое желание «коллекционировать» достижения ребенка. «Охотиться» за победами. И «коллекция» должна постоянно пополняться. Если оценка – то только пятерка. Если спортивный конкурс – то только первое место. Просто хороший результат не считается. Ребенок «охотницы» обязан быть первым во всем. Иначе… Реакции могут быть разные: скандалы, слезы, обвинения, удивленное «как так, ты же самый лучший?» Ребенок чувствует искренность любви мамы – и ему очень больно ее расстраивать. Страх огорчить маму перерастает в комплекс неполноценности: «мама считает, что я умный, но это не так, ведь вчера я получил четверку», «как сказать маме, что я не могу быть спортсменом – ведь на конкурсе у меня всего лишь второе место?» Ребенок привыкает винить себя не только за неудачу – но и за достойный результат. Вера в себя подрывается идеализмом матери.

Перфекционизм матери человек переносит во взрослую жизнь. Он тяжело переживает неудачи, считая, что ошибаться не имеет права. Любой провал может вызвать депрессию. Свои ошибки человек предпочитает скрывать от окружающих. Иногда такие люди могут занять ответственную должность на работе, но чаще они не достигают профессиональных высот – ведь ими руководит панический страх сделать неправильный шаг. Им легче просто выполнять поручения. При этом, отлично справившись с какой-либо задачей, человек ждет от начальства и сотрудников громких восхищений (как делала мама), но не получает их. Отсюда – новый комплекс: «раз никто не хвалит, значит, я недостаточно хорош».

Человек, воспитанный «охотницей» в любом общении стремиться показать себя как можно лучше, выглядеть «супергероем». Вот только окружение может воспринимать это как завышенную самооценку, самовлюбленность. А человек не понимает, где допустил ошибку, ведь он хотел как лучше. Он даже самым близким не может показать себя настоящего, постоянно скрываясь за маской «хорошего я». Но и «плохое я» требует «выхода наружу». Поэтому человек ищет компанию, в которой можно показать вторую сторону себя. И самое страшное для него – если два круга общения пересекутся. Отсюда возникает потребность контролировать людей вокруг и постоянное напряжение. Человек все время начеку – иллюзию «идеальности» нужно поддерживать каждую минуту.

5. «Мать -«Американский экспресс»

Имя этого типа матери намекает на американскую рекламу кредитной карточки. Карточка называется «Американский экспресс», а в рекламе есть слова – «Не покидайте дом без нее!» Это и есть главная фраза. Матерь такого типа всеми силами не дает уйти от себя даже взрослому ребенку. В детстве и подростковом возрасте мама запрещает ребенку любую активность вне дома: «Как, ты хочешь встретить Новый год с друзьями? Это семейный праздник, мы должны быть вместе». Вместо летнего лагеря ребенок годами ездит на дачу с родителями, вместо кружков после школы – сидит за компьютером дома. Чем старше становится ребенок – тем серьезнее возникают конфликты. Человек хочет исследовать внешний мир – а его всеми способами замыкают в привычном пространстве.

В конце концов, покинув родительский дом со скандалами – человек не получает облегчения, ведь он не умеет контактировать с обществом. Всю жизнь мать внушала ему, что она – единственный источник любви, а людям вокруг он безразличен. Так закрепилась привычка смотреть на других не с позиции взрослой независимости, а с позиции инфантильности. Слово «инфантильность» происходит от латинского «infantilis» – «детский». Это детское сознание и поведение во взрослом возрасте. Инфантильный человек в других людях ищет того, кто мог бы заменить ему мать, «цепляется» за людей, пытаясь заслужить их любовь. Человек привык, что правила диктует мама, и уже не может жить по своему сценарию, а ждет приказа. Также он не умеет признавать свою вину – ведь, считает человек, он сам ничего не решает. Решают другие люди, обстоятельства или удача.
Воспитать независимого человека возможно только одним способом – давая ребенку свободу в разумных количествах. Давая право выбора и право на ошибку. Каждой матери трудно отпустить выросшего ребенка. Но спокойно пережив его уход – мама увидит становление самодостаточной личности и прекрасные результаты правильного воспитания.

6. Мать -«босс»

Мать -«босс» похожа на «Властную мать». Но если «властная» воспринимает ребенка как свое продолжение и контролирует каждый шаг, то «босс» приказывает, пытаясь наставить на путь праведный. «Босс» относится к родительским обязанностям со всем ответственностью, но во многом «перегибает палку». Матери-«боссы» обо всем имеют свое мнение, смело идут по жизни и «твердо стоят на ногах». Эти же качества они хотят привить своим детям. Только способ выбирают неправильный – подавление личности. Такая мать считает себя учителем, обязанным преподнести ребенку «школу жизни». Подать однозначно, без вариантов. Есть только авторитет (мама), которому нужно подчиняться, ведь «мама лучше знает, больше прожила, сталкивалась с такой ситуацией…» Девиз таких матерей: «Ты остаешься моим ребенком и в 30, и в 50 лет». Никто не спорит, но только ребенок – не означает подчиненный.

Человек, воспитанный матерью-«боссом» живет с ощущением, что он «ниже» других. Он боится проявить свои способности, показать умения, силу. Сделав собственный выбор, человек страдает от чувства вины из-за «непослушания» – раз никакой авторитет не «дал добро» на действие, значит оно неправильное. Далеко в сознании у него закрепился страх вызвать раздражение, неодобрение. Такой человек чувствует себя некомфортно, если не знает всех «правил поведения» в какой-либо ситуации. Ведь мама комментировала каждое действие. Второй вариант жизни воспитанника мамы-«босса» – наоборот «верхняя» позиция. Вырастая, он ассоциирует себя с матерью и копирует ее модель поведения. В этом случае человек относится ко всем как к несмышленым подчиненным, командует и критикует, придираясь к мелочам. Он чувствует себя обязанным давать «добрые советы» всем вокруг. Проще говоря – лезть не в свое дело. Понятно, что ни к чему хорошему такое общение не приводит.

Читайте также  Модели категории «Сайз плюс»

Мать -«босс» хочет дать ребенку все лучшее, и это заслуживает уважения. Но таким мамам необходимо воспринимать ребенка с точки зрения равенства. Смотреть на маленького человека – и заглядывать будущее, видеть взрослого в нем. Придет момент – и человек перестанет нуждаться в маминых наставлениях. Пока еще есть время – смело помогайте, советуйте ребенку. Но помня: поддержка – не диктатура.

Воспитание ребенка – ответственный и сложный процесс. Но результат обязательно оправдает усилия. Успехов вам!

Модели родительского поведения

Мария Мироненко
Модели родительского поведения

В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе.

В средние века, когда церковь имела сильное идеологическое влияние, считалось, что только в монастыре, в церковной или монастырской школе дети могут получить хорошее воспитание.

В XVIII и вначале XIX в. меняется взгляд на организацию воспитания. В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу «делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В качестве образца в первую очередь выступал отец, глава семьи. Его пример, как правило, был образцом для подражания мальчиков, девочки чаще учились у матери.

Так как крестьянские семьи нередко посещали разные беды пожары, голод, болезни и преждевременная смерть – дети лишались родителей и оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым отдавали детей в ученики.

В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались кормилицы и няни, приставленные к маленькому барину в услужение. Они прививали любовь к родному краю, родной природе, русской речи; воспитывали «русский дух», передавали вместе с народными песнями и сказками народные представления о правде и справедливости, о чести и достоинстве.

Взрослеющих детей передавали на воспитание французским гувернерам и гувернанткам, которые учили правилам хорошего тона,

светским манерам, языкам. Вообще в явлении гувернёрства заложен глубокий положительный смысл: нотации и нравоучения читает чужой человек, которого за постоянные замечания можно и не любить, над которым можно подшучивать, подтрунивать. Родители же одаривают детей лаской, положительными эмоциями, поэтому о них дети всегда вспоминают с обожанием и глубоким уважением.

Я целиком и полностью солидарна с мнением современных педагогов и психологов, которые утверждают, что даже несколько месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и эмоциональному развитию ребенка до трехлетнего возраста непоправимый урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое сооружение потом можно будет на нем воздвигнуть, какой величины и сложности. Значит, создание духовной основы личности и есть цель, смысл семейного воспитания.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Нельзя не отметить тот факт,что вся система воспитания детей в семье строится на следующих принципах:

1. Собственный стиль поведения родителей должен отвечать их стремлению хорошо воспитывать детей.

2. Родители должны обеспечивать соответствующие условия, при которых различные виды полезной деятельности постепенно сформируют личность ребенка.

3. В семье должно быть единство требований всех членов семьи. Отсутствие единых требований приводит к «раздвоению личности», к выработке приспособленческих навыков.

4. Наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

5. Разумность родительской любви. Чрезмерная родительская любовь характеризуется, прежде всего, повышенным вниманием взрослых к ребенку, проявлением слишком большого интереса к его делам, бездумным выполнением всех его желаний и прихотей.

Нельзя любить ребенка в ущерб себе и другим членам семьи, окружающим людям. У него может возникнуть тенденция к господству над окружающими, навязыванию им своих взглядов. Это мешает формировать самостоятельность, тормозит процесс взросления, ведет к неправильному развитию личности.

6. Традиции в семье. Семья – это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи.

7. Учет особенностей пола ребенка. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский призывал родителей к тому, чтобы они не забывали, что в семье живут девочка и мальчик. Образцом для девочки всегда служит мама. Именно у нее она учится готовить, стирать, перенимает другие хозяйственные навыки, учится быть мягкой, терпеливой, разумной, т. е. «хранительницей домашнего очага». Образцом мужского поведения является отец.

Новое в блогах

Сообщество «ДЕТИ — цветы жизни»

Типы поведения мамы, которые влияют на характер ребенка

То, как мама выстраивает отношения с ребенком, во многом определяет его характер и судьбу

Психологи выделяют несколько типов поведения мам, неблагоприятно влияющих на психическое развитие детей.

Снежная королева

Неизменно холодна и непреклонна, стремится всегда и всеми повелевать, не принимая возражений и не считаясь с чужими эмоциями. Слезами да мольбами ее не разжалобишь! Критику в собственный адрес расценивает как дерзкое и безосновательное посягательство на свой незыблемый авторитет, советы и пожелания принимает свысока, давая понять, насколько они неуместны.

Дети таких матерей чувствуют себя ненужными, у них сильно занижена самооценка, они постоянно боятся сделать или сказать что-то не так, становятся вялыми и пассивными, а в переходном возрасте, напротив, могут сбежать из дома, примкнуть к асоциальной компании. Они часто становятся алкоголиками и наркоманами.

Спящая красавица

Нерешительна, медлительна, романтична и несамостоятельна, сосредоточена на себе. Ждет прекрасного принца, который решит за нее все проблемы. Равнодушия к своей особе не переносит. Не встречая восхищения со стороны окружающих, впадает в меланхолию. Погружена в свой внутренний мир, ей не до ребенка.

А он растет сам по себе, как трава на лугу, испытывая острый дефицит материнской любви, чего для депрессии вполне достаточно. Такие дети часто испытывают всевозможные страхи, ведь материнская отстраненность лишает их чувства защищенности перед внешним миром.

Кавалерист-девица

Вспыльчива, бескомпромиссна, придирчива и прямолинейна. Командует домочадцами, как солдатами на плацу, отдавая приказы на повышенных тонах и не стесняясь в выражениях. «Разговорчики в строю» не терпит, самостоятельных решений и поступков не одобряет, за непослушание строго наказывает. Не дай бог попасться такой воительнице под горячую руку! Зная слабые стороны и недостатки членов семьи, ежедневно устраивает им головомойку.

Материнская тактика «выжженной земли» не проходит даром – опустошенную детскую душу заполняют уныние и тоска. Помимо расстройств поведения, перечисленных выше, такие дети часто демонстрируют вызывающее поведение, срывают свое раздражение на слабых и беззащитных.

Женщина-юла

Вечно озабоченная, торопливая и неорганизованная, она постоянно спешит и везде опаздывает, с утра до вечера крутится, как белка в колесе, ничего не успевает, поскольку ценой неимоверных усилий преодолевает трудности, которые сама же и создает. Дома – кавардак, дела откладываются на другой день, мелочи быта перерастают в мировую трагедию, а ребенок во всей этой суматохе путается под ногами, раздражает и выводит из себя.

Быть громоотводом материнского гнева – нагрузка не для детской психики! Дети таких мам часто демонстрируют признаки гиперактивности, которые по сути являются эквивалентами тревоги и депрессии.

Кисейная барышня

Противоречивая, обидчивая, капризная и несамостоятельная. Бытовые проблемы воспринимает как непосильное бремя, которое желательно переложить на чужие плечи. В сложных ситуациях прибегает к посторонней помощи.

Рассуждает и ведет себя как школьница, хотя с годами прекрасно осознает собственную беспомощность и материнскую несостоятельность. Все это причиняет ребенку «мильон терзаний» и служит почвой для развития невроза.

Воскресная мама

Под любым предлогом старается пристроить ребенка бабушке, родственникам, знакомым, соседке на дачу, в лагерь, санаторий… В правильности своих решений не сомневается: у нее и без того хватает хлопот – нужно укреплять финансовое положение, налаживать личную жизнь… Да мало ли причин! На самом деле такая женщина эмоционально не готова быть матерью.

А ребенок все детство ее ждет и ждет, скучает, а став взрослым, не может простить ей обид.

Всем матерям мать

Казалось бы, лучшей мамы не сыскать – она всю себя посвятила детям, готова ради них на любые жертвы, умудряется предвидеть грозящие им опасности и всегда вовремя подстилает соломку, ограждает от любых тревог, испытаний. От ребенка только требуется не предпринимать самостоятельных действий и ни на шаг не отходить от материнской юбки. Да и куда ему идти: мама заменила друзей, до краев заполнив детское сердце своей утомительной заботой и тревожной любовью.

В результате у ребенка этой «лучшей в мире мамы» масса поведенческих и эмоциональных расстройств, комплексов, и он никак не может вписаться в окружающее его общество.

А вы обнаружили своё сходство с каким-либо из этих типов?

6 моделей поведения, которые не должны делать мудрые родители

Все родители любят своих детей — это совершенно естественно. Но есть некоторые мамы и папы, которые считают, что родительские права дают им неписаные права и преимущества, делая их лучше и мудрее, чем другие люди. Они рады поделиться своим бесценным опытом, когда никто не спрашивает, они тратят драгоценное время своих коллег, рассказывая им длинные истории о своих детях, и требуют, чтобы другие позволили им пройти вперед в очереди в супермаркете. Это лишь некоторые примеры негативного поведения, которое могут иметь некоторые родители.

Мы собрали самые абсурдные примеры любви родителей, и наши исследования доказывают, что такое поведение не только раздражает других, но и наносит вред самим родителям и их детям.

1. Нарушение социальных стандартов под предлогом ребенка

Для некоторых взрослых дети служат разрешением на определенное поведение, даже если оно нарушает общепринятые правила. Это может быть что угодно, большое или маленькое, например, идти вперед очереди в супермаркете, раздевать ребенка прямо в центре парка, чтобы он пописал, или вести почти взрослого сына в гардеробную для женщин. Если вы попросите этих родителей воздержаться от подобных действий, они могут начать кричать о равных правах.

2. Думать, что дети всегда правы

100 лет назад дети просто следовали тому, что говорили их родители, и почти не имели права голоса в семье. Некоторые современные родители, напротив, уверены, что их ребенок — самый важный член семьи, и любая критика может травмировать их на всю жизнь.

Они часто находят оправдание тому, что их ребенок делает неправильно. Он избивает других детей? Они, вероятно, начали это сами. Он украл деньги у своей сестры? Он, вероятно, имел в виду это как шутку. Она ела сладости в магазине, которые не купила? Она просто ребенок, она хотела их! Такие взрослые часто не хотят нести ответственность за плохое, что делают их дети, и просто говорят, что их чадо — просто ребенок, и только учится. Конечно, это очень злит других людей.

Читайте также  Модная весенняя обувь 2017 (ФОТО)

3. Думать, что ты лучше людей, которые без детей

Дети не являются новыми членами семьи для всех. Иногда дети используются для повышения социального статуса их родителей. Некоторые взрослые считают, что когда они рожают детей, они выполняют какую-то гражданскую обязанность. Поэтому их ребенок делает их более важными и значимыми.

К сожалению, это особенно заметно у людей, у которых нет других достижений или интересов в жизни. Просто становясь родителем, они могут чувствовать себя лучше, чем их друг, у которого успешная карьера и нет детей. Они могут назвать своего друга незрелым, потому что он ездит в отпуск 5 раз в год, а проводят время с семьей. Но единственным результатом этого поведения являются люди, которые больше не хотят с ними разговаривать.

4. Пренебрежительное отношение к работе

После родов некоторые женщины решают полностью посвятить себя воспитанию детей, что совершенно нормально, особенно когда их несколько. Однако они понимают, что их выбор — не единственный правильный выбор. Есть также женщины, которые хотят вернуться на работу как можно скорее — некоторые даже готовы оставить детей самих, чтобы иметь успешную карьеру.

Все совершенно по-другому для людей, которые поняли, что их дети — это их призвание и профессия. Такие матери требуют, чтобы другие люди уважали их только за то, что у них есть дети. Они серьезно думают, что все люди ненавидят свою работу, но должны работать за деньги. Таким образом, такие матери негативно относятся к другим работающим мамам.

5. Гордиться тем, что их дети всегда на первом месте

Некоторые родители считают, что дети должны получать лучшее из лучшего. Мать из такой семьи может с гордостью объяснить, как она бросила свою успешную карьеру, чтобы заботиться о своем ребенке. Отец может сказать, что он не был в отпуске в течение нескольких лет, потому что его детям всегда что-то нужно, будь то новые игрушки, новые устройства и так далее.

Трудно сказать, насколько хорош или плох этот подход для детей. Ребенок, который думает, что он является центром мира, когда вырастет, вряд ли захочет заботиться о себе, так как его родители всегда будут рядом. Это часто приводит к ситуациям, когда пожилые родственники по-прежнему заботятся о своих взрослых сыновьях и дочерях, потому что у них что-то не получается, и им нужна помощь.

6. Требование особых условий

Конечно, речь идет не о предоставлении места беременной женщине в общественном транспорте, а о более важных вещах. Например, такие родители часто берут выходные или просят своего начальника отпустить их пораньше, потому что у них дома есть ребенок.

Они просят людей позволить им идти вперед очереди и уступить место на скамейке в парке, потому что ребенок должен сидеть в тени. Все это заставляет других людей чувствовать, что эти родители размахивают своим ребенком как флаг, пытаясь сделать что-то лучше для себя. И конечно, это всех раздражает. Это особенно раздражает людей, которые сами имеют детей, но не думают, что другие им что-то должны только потому, что они родители.

Почему опасно позволить вашей жизни полностью вращаться вокруг ребенка

Если вы читаете современные исследования, вы увидите, что зацикливание на ребенке вредно как для ребенка, так и для его родителей.

  • Многие молодые матери признают, что у них депрессия и они недовольны отсутствием у них свободного времени и социальной активности.
  • Молодые родители часто завидуют людям, у которых нет детей, поскольку они могут больше путешествовать и тратить гораздо больше денег на то, что они хотят.
  • Люди, которые полностью посвящают себя своим детям, часто чувствуют себя опустошенными и потерянными, когда их дети вырастают и уходят из дома.
  • Дети, которым в детстве уделяется слишком много внимания, часто вырастают в беспокойстве и подвержены депрессии, и им трудно привыкнуть к взрослой жизни, потому что они не привыкли полагаться на себя.
  • С другой стороны, дети, привыкшие к одиночеству, растут, чтобы быть более счастливыми и уверенными. И родители, у которых больше времени друг для друга и их любимых увлечений, разводятся реже и чувствуют себя более комфортно в своих семьях.

Вы встречали таких родителей?

Учись на чужих ошибках: 8 семейных моделей, которые разрушают судьбы

А теперь прочитай и ответь себе на вопрос: а не узнаешь ли ты в одной из этих моделей собственную семью, в которой тебя воспитывали?

Модель № 1. Вместе навсегда

Сторонники такого жизненного сценария убеждены, что вся большая и дружная семья должна жить в одном доме. Бабушки и дедушки нянчат внуков, а невестки готовят ужин на 15 человек. Никто и подумать не может о том, чтобы съехать и жить отдельно. Как говорится, в тесноте, да не в обиде.

Любые попытки обрести самостоятельную жизнь вне семейного гнезда расцениваются как предательство. В результате людям приходится ставить крест на мечтах и планах, если они выходят за пределы родного города. В таких семьях порой вырастают дети с низкой самооценкой. Они боятся проявлять себя и добиваться успеха. Вся их жизнь ограничивается уютным домом и большой семьей, которая все решает за них.

Совет: сядь и спокойно поделись с родными своими взглядами и планами на будущее. Уехать на другую квартиру или в чужой город — не значит забыть и отречься. Можно поддерживать теплые родственные отношения и на расстоянии.

Модель № 2. Один за всех и все за одного

При такой модели не принято ссориться и выражать недовольство в адрес родных. Жизнь семьи тщательно скрывается от посторонних, а в доме всегда тишина и мир. Но за завесой благополучия и гармонии прячутся недопонимание и обиды.

Все подводные камни обнаруживаются, когда кто-то из членов семьи открыто заявляет свое несогласие с «линией партии». Хотя в большинстве случаев это подавляется совестью и страхами. Данная модель чревата депрессивными расстройствами или агрессией и враждебностью.

Совет: не бойся высказывать свое мнение, но не жди стопроцентного одобрения. Позволь родным иметь собственную позицию, уважай их взгляды и требуй уважения к своим.

Модель № 3. Родные знают, как лучше

На этом сценарии построены консервативные семьи, где главными являются самые старшие члены. Их авторитет непоколебим, а мнение неоспоримо. Им виднее, в какой институт поступать внуку и за кого выходить замуж внучке. Никакие альтернативные варианты не принимаются. И боже упаси послушаться совета чужого человека – это сродни предательству!

В такой семье родители воспитывают детей очень строго, а те их боятся. Все свои «правильные» поступки они совершают не от любви к старшим, а из-за страха. В результате дети становятся несчастными. Они играют чужие роли, проживают чужие жизни.

Совет: как бы трудно ни было, но надо искать компромисс и пытаться сочетать традиции с современными идеями. Нельзя действовать кардинально, нужно постепенно убеждать родителей в том, что только ты хозяйка своей судьбы.

Модель № 4. Семья героев

Такому семейству постоянно требуются трудности и преграды, чтобы другие люди видели, как героически и сплоченно они борются за свое счастье. В их родословной обязательно найдутся храбрые революционеры, партизаны или самоотверженные ученые. Если они испытывают любовь, то роковую, если несут потерю, то оплакивают ее, отдаваясь безутешному горю.

Детям в такой семье ничего не должно доставаться легко. За все нужно отчаянно бороться. Ни у кого нет даже мысли просто быть счастливыми и радоваться жизни. Приверженцы такого семейного расклада настолько принципиальны, что могут годами не разговаривать после конфликта — и будут этим даже гордиться.

Совет: герои бывают только в книгах и голливудских фильмах. А ты просто люби и будь любимой. Учись радоваться мелочам: совместному походу в кафе, семейному ужину, просмотру комедии. Цени то, что имеешь, и сбрось маску героини.

Модель № 5. Смысл жизни – в детях

Многие родители зациклены на идее воплотить в детях то, чего не смогли достигнуть сами. Мать мечтала стать известной балериной и отдала дочь в балетную школу, отец не сумел выучиться на доктора и твердо решил, что его сын станет медиком. Часто стремления родителей и желания детей не совпадают, но последние из-за чувства долга вынуждены заниматься тем, что им не по душе.

Не надо перекладывать свои цели на других. Дети имеют право на свой жизненный выбор. Только избрав свой путь осознанно, можно стать счастливым человеком. Не делайте детей смыслом жизни и не требуйте, чтобы жизнь ваших внуков становилась смыслом для них.

Совет: обсуди с ребенком, чего хочет он сам, что ему интересно, а что вызывает антипатию. Не возлагай на детей надежд, которые утеряла в молодости. Даже если тебе не нравятся увлечения ребенка, постарайся понять их.

Модель № 6. Злая мама и хороший папа (или наоборот)

В таком случае каждый из родителей придерживается своей модели воспитания. Мама все запрещает, папа все разрешает или наоборот. Но договориться и найти золотую середину они не могут. Таким образом, у ребенка формируется впечатление, что один родитель добрый, а другой злой. Доброго он любит, а перед злым дрожит от страха.

Совет: не повторяй ошибок своих родителей и помни, если у тебя есть собственные дети, что родителям нужно выработать единую политику воспитания. Если решили наказать ребенка, делайте это вместе, если пожалеть – тоже сообща.

Модель № 7. Союз против общего «врага»

Ничто не может так сплотить людей, как общий враг. Но как ужасно, если им становится кто-то из родственников! Например, сын женится и приводит жену в дом своей матери, а та устраивает бойкот, сговорившись с другими членами семьи. Или другой пример: мать настраивает ребенка против отца, который ушел из семьи.

Часто этот самый «враг» становится единственным, что связывает родных людей.

Совет: не навязывай своего мнения о человеке другим людям. Позволь им самим решать, кто хороший, а кто плохой. Найди точки соприкосновения не в том, чтобы против кого-то воевать, а в том, как можно объединить семью, помочь кому-то.

Модель № 8. Спасатель и жертва

Данная модель заключается в том, что среди членов семьи обязательно должен быть герой, который всегда придет на помощь беззащитным жертвам (наличие последних также обязательно). Он спасает их либо материально, либо морально. В критический момент всегда появится он и выручит несчастных деньгами или мудрыми советами. Они будут благодарить и восхищаться, а на следующий день продолжат жить, как раньше, надеясь на «дядюшку-спасителя».

Совет: не ищи спасителей, а учись решать свои проблемы самостоятельно. А героям можно посоветовать не искать жертв и не «назначать» их, когда об этом не просят. Люби родных просто за то, что они у вас есть, а не за определенные жизненные роли.

Конечно, многие из перечисленных проблем не решаются «по щелчку пальцев», а требуют серьезной кропотливой работы со специалистом. Вспомни, какой была твоя семья, какие элементы твоей семейной модели сказываются на твоем собственном восприятии родственных связей или замужества.

Текст: Виктория Эль-Бежжани