10 романов о произведениях искусства

10 романов о произведениях искусства

От загадочного портрета Дориана Грея до украденного «Щегла» Донны Тартт, мы выбрали 10 интереснейших романов о произведениях искусства.

1. «Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд (1891)

Роман Уайльда о красивом юноше, чей портрет стареет в замкнутой комнате пока он остается молодым, представляет собой чрезвычайно интересное произведение. Когда одурманенный Бэзил Холлуорд рисует портрет прекрасного Дориана Грея, он боится, что вложил в него слишком большую часть своей души. Но именно Дориан, под влиянием обаятельного сенсуалиста лорда Генри, отдал картине часть себя. В то время как портрет стареет, а Дориан нет, он превращается в «человека без души», пытающегося получить впечатления и удовольствия любой ценой. От описания хрупкого, гедонистического мира вечной молодости веет гнилью. Самый остроумный ужастик в истории человечества!

2. «На маяк», Вирджиния Вульф (1927)

Поток рассуждений Вульф о жизни, любви и природе памяти – это также история о неуверенности и борьбе за творчество. Летом, когда многочисленные гости приехали погостить у семейства Рэмзи и их детей, одна гостья, Лили Бриско, начинает рисовать портрет миссис Рэмзи, которая является объектом преклонения ее гостей. Десять лет спустя, после смерти миссис Рэмзи, Лили возвращается и заканчивает картину, в качестве напоминания о семейных поездках на маяк. В процессе она мысленно возвращается в то лето и осознает, что ее обожаемая миссис Рэмзи превращала повседневные моменты в нечто невероятное; она умела «останавливать время», как истинный художник.

3. «Девушка с жемчужной сережкой», Трейси Шевалье (1999)

Эта книга способствовала написанию пьесы, созданию фильма и послужила причиной тысяч отпусков в Гааге. Любуясь картиной Вермеера с таким же названием, Шевалье вдохновила скрытая глубина взгляда натурщицы. Это послужило мотивом для создания истории о Грете, служанке, которая по причине своего интереса к искусству, сближается со своим хозяином, Иоганном Вермеером. Влияние голландского искусства очевидно в блестящей версии Делфта и в изображении любви и потери.

4. «Щегол», Донна Тартт (2013)

Мать Тео Деккера показывает ему ее любимую картину в музее Метрополитен и несколько мгновений спустя ее убивает взрыв. Тео смог выжить и мужчина, находящий при смерти, просит его забрать картину «Щегла» Карела Фабрициуса. Проходят годы, и Тео тайно хранит ее, как символ чистоты и связь со своей матерью. История Тартт о силе одной единственной картины и искусства в целом, написана просто блистательно.

5. «Меня зовут Красный», Орхан Памук (1998)

Яркая, многоголосная история о Стамбуле 16 века, описывает события, связанные с убийством миниатюриста, работающего над таинственной книгой для султана. Но это не обычная детективная история; Памук пытается разобраться в смерти, любви и природе искусства в исламском искусстве. Книга, которую, как и шедевры искусства, можно трактовать по-разному.

6. «Луна и грош», У. Сомерсет Моэм (1919)

Чарльз Стрикленд, биржевой маклер, бросает свою жену и детей, чтобы стать художником в Париже и Таити. Моэм озадачено наблюдает за Стрикленд, за тем, как тот, без малейших угрызений совести, разрушает жизни своих близким. Навеянное жизнью и творчеством Гогена, это произведение изображает художника монстром, движимым полу маниакальной одержимость рисовать несмотря ни на что.

7. «Одержимый», Майкл Фрейн (1999)

Одного взгляда на незнакомую картину в загородном доме своего соседа достаточно, чтобы Мартин Клей поверил, что он нашел неизвестную ранее картину Брейгеля старшего. Его интриги и ожидания становятся все более невероятными, разрушая его жизнь и брак. Внушительное историко-искусствоведческое исследование в форме комедии.

8. «Читающая женщина», Кэти Уорд (2011)

Этот дебютный роман состоит из семи глав, каждая из которых рассказывает об отдельной женщине и ее портрете. В своем произведении Уорд охватывает шесть веков и проявляет себя мастером в создании атмосферы. Это захватывающее произведение, рассказывающее об искусстве, чтении и о том, что означает быть женщиной в разное время, в прошлом, настоящем и будущем.

9. «Дочь времени», Джозефина Тэй (1951)

«Я не могу припомнить, чтобы убийца… выглядел как он». Так говорит Алан Грант, инспектор полиции, оправляясь после операции в больнице, когда друг вручил ему пачку фотографий, чтобы чем-то занять его. Грант считает себя человеком, хорошо разбирающимся в лицах, и его заинтриговало один определенный снимок, и он спрашивает мнение своего доктора, медсестер и посетителей по этому поводу. Когда он понимает, что это портрет Ричарда III, он решает заняться изучением таинственного исчезновения принцев из Башни. Эта несколько нетрадиционная детективная история очень захватывающая. По правде говоря, мы согласны с ним касательно этого портрета.

10. «Гордость и предубеждение», Джейн Остин (1813)

Одна из самых знаменитых историй о любви, «Гордость и предубеждение» не является романом, насыщенным искусством, но именно с картиной связан один из его важнейших моментов. Когда Элизабет Беннет посещает Пемберли (произведение искусства само по себе), ее мнение о мистере Дарси, ухажере, которого она отвергла, начинает меняться. Важный момент наступает, когда она видит его портрет в галерее. «Она простояла несколько мгновений перед картиной, с увлечением рассматривая ее». Возможно, именно в это мгновение она влюбилась, что подтверждает, что искусство может изменить нашу жизнь.

Книги про произведения искусства

Просто кликайте на зеленую стрелочку с подписью «поднять» если считаете, что книга должна находиться выше в топе, и на красную «опустить» если она не достойна высокой позиции. Общими усилиями мы получим самый адекватный, правдивый и полезный рейтинг, и одновременно список лучших книг про произведения искусства.

Рейтинг книг про произведения искусства

В чем суть символизации как одного из сущностных принципов искусства, определяющих его эстетическое качество? Как трансформировалось символическое художественное мышление от античной мифологической символики через эстетику символизма до символических аспектов актуального искусства? В чем суть духа символизма? Является ли дух сюрреализма апокалиптическим? Что общего между романтизмом, символизмом и сюрреализмом? Как соотносятся миф, символ и художественность? Каким образом в художественности, т. е. в эстетическом качестве искусства, кодируется жизненно важная для человечества информация, восходящая через символическое мышление к древнейшим пластам мифологического сознания? И каковы многообразные аспекты собственно эстетического опыта, в пространстве которого только и функционирует подлинное искусство, и его главная предпосылка – эстетический вкус? Все эти, как и многие другие, как правило, мало изученные инновационные проблемы эстетики и философии искусства, рассматриваются авторами в контексте живого и непосредственного анализа конкретных произведений искусства, как классических, так и самых современных. При этом любая значимая проблема вызывает научную полемику авторов. Читателям всегда представляется несколько точек зрения на предмет, среди которых видное место занимают философские, искусствоведческие, естественнонаучные, теологические взгляды и представления, и они вольны выбирать из них наиболее близкие для себя. Через всю книгу проходит принцип отстаивания высокого эстетического качества искусства. свернуть

В чем суть символизации как одного из сущностных принципов искусства, определяющих его эстетическое качество? Как трансформировалось символическое художественное мышление от античной мифологической символики через эстетику символизма до символических аспектов актуального искусства? В чем суть духа символизма? Является ли дух сюрреализма апокалиптическим? Что общего между романтизмом, символизмом и сюрреализмом? Как соотносятся миф, символ и художественность? Каким образом в художественности, т. е. в эстетическом качестве искусства, кодируется жизненно важная для человечества информация, восходящая через символическое мышление к древнейшим пластам мифологического сознания? И каковы многообразные аспекты собственно эстетического опыта, в пространстве которого только и функционирует подлинное искусство, и его главная предпосылка – эстетический вкус? Все эти, как и многие другие, как правило, малоизученные инновационные проблемы эстетики и философии искусства, рассматриваются авторами в контексте живого и непосредственного анализа конкретных произведений искусства, как классических, так и самых современных. При этом любая значимая проблема вызывает научную полемику авторов. Читателям всегда представляется несколько точек зрения на предмет, среди которых видное место занимают философские, искусствоведческие, естественнонаучные, теологические взгляды и представления, и он волен выбирать из них наиболее близкие для себя. Через всю книгу проходит принцип отстаивания высокого эстетического качества искусства. свернуть

Паола Дмитриевна Волкова – советский и российский искусствовед, доктор искусствоведения, историк культуры, заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончила Московский государственный университет (1953 г.) по специальности «историк искусства». Преподавала во ВГИКе на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Паола Волкова – автор и ведущая документального телесериала «Мост над бездной» (2011–2012) об истории мировой живописи для телеканала «Культура». свернуть

• Понять, стоит ли вкладывать деньги в произведения искусства.

• Ознакомиться с истинными критериями оценки современного произведения искусства.

• Разобраться в технологиях создания художественных брендов и психологии торговли произведениями искусства.

Дональд Томпсон – канадский экономист, доктор наук, почетный профессор стратегического маркетинга в Школе бизнеса имени Шулиха при Йоркском университете в Торонто. Преподавал в Гарвардском университете, Лондонской школе экономики и политических наук. Автор одиннадцати книг об экономике арт-рынков. Пишет обзоры для таких изданий, как The Times (Лондон), Harper’s Magazine, The Art Economist. Живет в Торонто, коллекционирует современное искусство. свернуть

«Всё, что вы знаете об искусстве — неправда» и ещё 9 книг о художниках и художницах

Наши коллеги из книжного сервиса по подписке MyBook выбрали увлекательные бестселлеры об искусстве. Среди них есть и обстоятельные лекции, которые помогут начать разбираться в живописи, и откровенные биографии, и детективные истории про тайны мира искусств.

«Женщины Девятой улицы», Мэри Габриэль

Мэри Габриэль — финалист Пулитцеровской премии, известная журналистка и писательница — рассказала о смелых женщинах, ворвавшихся в мужской мир живописи не в роли муз, а в качестве полноценных художниц. Автор освещает эволюцию абстракционизма с конца 1920‑х до начала 1960‑х годов. Запреты, кризисы, появление джаза, Вторая мировая война — всё это повлияло на одно из самых ярких художественных течений, которое на фоне неспокойных событий произвело революцию в современном искусстве.

Читайте также  Топ-10 лучших курортов на Карибах

Если вы никогда не пользовались книжным сервисом MyBook, то можете получить 14 дней бесплатной премиум-подписки по промокоду REMBRANDT, а потом ещё скидку 25% на покупку премиум-подписки на 1 или 3 месяца. Чтобы всё сработало, активируйте код до 25 июля 2020 года.

«Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продаёт», Филип Хук

Филип Хук — британский искусствовед и эксперт лондонского филиала аукционного дома Sotheby’s, известный по книге «Завтрак у Sotheby’s». Та часть истории искусства, о которой он повествует, обычно мало кому знакома. Хук находит увлекательные интриги и тайны о прославленных произведениях живописи и скульптуры. Так появляются истории о пути картины из мастерской в зал или о людях, имевших смелость назначить цену ныне бесценным шедеврам. Книга написана остроумно и читается как детективный роман.

Артур Данто «Что такое искусство?»

В этой книге собраны эссе разных лет американского философа и художественного критика Артура Данто. Автор ищет ответ на вопрос о том, что можно называть искусством и какие у него отличительные признаки. Для этого он разбирает различные сюжеты из прошлого — от истории модернизма до реставрации росписи Микеланджело в Сикстинской капелле.

«На пике века. Исповедь одержимой искусством», Пегги Гуггенхайм

Это откровенная и подробная история жизни одной из самых влиятельных женщин в мире искусства. Пегги Гуггенхайм собрала лучшую коллекцию картин первой половины прошлого столетия, в которую вошли произведения Пабло Пикассо, Джексона Поллока, Константина Бранкузи, Жоана Миро, Александра Кольдера и многих других. В 1938 году Пегги открыла свою первую галерею современного искусства в Лондоне, затем — культовую «Искусство этого века» в Нью-Йорке и один из самых посещаемых сегодня музеев современного искусства в Венеции.

«Всё, что вы знаете об искусстве – неправда», Мэтт Браун

Идеальная книга для неспешного вечера и любознательных натур. Почему на самом деле Мона Лиза улыбается? Кто изобрёл фотографию? Какая картина больше месяца висела вверх ногами, прежде чем кто-то заметил? Здесь вы найдёте ответы на самые ироничные и остроумные вопросы об искусстве, а ещё, вероятно, распрощаетесь со многими заблуждениями о нём. Например, что все художники — молодые и бедные или что Уолт Дисней сам придумал Микки Мауса.

«Искусство видеть», Джон Бергер

Обложка провозглашает эту книгу «одним из самых влиятельных произведений об искусстве». Она написана по мотивам культового фильма ВВС и впервые была опубликована вслед за его премьерным показом в 1972 году. Книга до сих пор не теряет свою актуальность благодаря темам, которые затрагивает. В самом общем виде их три: женщины на картинах, изображение богатства и связь рекламы и искусства. Даже спустя пятьдесят лет изложенные идеи довольно точно отражают современную жизнь и помогают взглянуть на привычные вещи с новых ракурсов.

«Загадка Пьеро. Пьеро делла Франческа», Карло Гинзбург

Перед вами удивительный интеллектуальный бестселлер и искусствоведческий детектив, построенный вокруг исторической интерпретации фресок итальянского художника XV века Пьеро делла Франческа. Но не в формате классической стилистической трактовки, а через анализ социально-исторических и житейских обстоятельств, сопровождающих создание шедевров Пьеро. Автор монографии Карло Гинзбург — известный итальянский учёный, автор книг и статей, посвящённых истории эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени.

«Средневековые мастера и гении Возрождения», Паола Волкова

Цикл лекций советского и российского искусствоведа и историка культуры Паолы Волковой о самых ярких вехах развития искусства Возрождения. Из курса вы узнаете о периоде Проторенессанса и сейченто. Пройдёте путь от сиенской школы живописи до барокко и рококо, а также подробно познакомитесь с великими произведениями — «Поцелуем Иуды» Джотто, «Весной» Сандро Боттичелли и «Менинах» Веласкеса.

«Далёкое близкое», Илья Репин

Живописец Илья Репин обладал не только художественным, но и писательским талантом. В мемуарах он пишет о себе, коллегах, современниках, вспоминая самые интересные минуты жизни. Художник подмечает, что мы редко ценим прекрасные мгновения, а порой даже их стыдимся. «Я набрасываю на них эскизы», — так он описывает возможность передавать чувства через рисунок.

«Глаза Рембрандта», Саймон Шама

Cаймон Шама — романист и профессиональный историк. В этой книге он скрупулёзно создаёт объёмный и динамичный образ Нидерландов XVII века — того самого времени, когда в среде художников возвышается Рембрандт ван Рейн. Сведения о жизни и работе художника показаны на фоне исторического контекста: политические интриги, противостояние католиков и протестантов, расцвет демократического искусства Нидерландов и живопись «художника королей» Рубенса.

Книжный сервис с большой библиотекой электронных книг на русском языке.

Топ-10 книг об искусстве

Подборка книг о живописи и архитектуре, которые будет приятно прочитать и перечитать. Искусствоведы, культурологи, архитекторы и сами художники помогут лучше понять ценность искусства и подскажут, как отличить шедевр от посредственности.

«Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать» (2014)

Преподаватель Школы Лувра Франсуаза Барб-Галль написала несколько научно-популярных книг для дилетантов всех возрастов. В первую очередь речь идет о книгах «Пойми, почему это шедевр» и «Шедевры мировой живописи. Как отличать, смотреть и понимать». Здесь не будет описания жизни художников, чьи биографии вы и так сможете найти на просторах интернета, — только лаконичный и понятный разбор картин без мудреных ссылок на критиков. Даже издание для дошкольников «Как говорить с детьми об искусстве» будет интересно для взрослых. В книге есть ответы на самые распространенные вопросы детей и советы, как помочь ребенку разобраться в разных направлениях. Автор разбирает композицию, детали, сюжеты и объясняет, почему художник использовал те или иные приемы. После этой книги ваше чадо определенно перестанет зевать в музеях.

«Покушение на искусство» (2007)

Искусствовед Григорий Козлов написал книгу о самых неоднозначных событиях в мире живописи. Он разбирает, как знаменитые произведения стали таковыми, и рассказывает, как возникали слухи вокруг известных художников. Вы узнаете, почему «Джоконда» да Винчи стала всемирно известной и как распродавались музейные шедевры. Книга, по отзывам читателей, несмотря на внушительный объём, проглатывается за один вечер и читается как настоящий детектив. Вас ждут малоизвестные факты и качественные иллюстрации. Если у вас совсем нет времени на чтение, настоятельно советуем, посмотреть за завтраком цикл авторских передач 2005 года «Тайная история искусства».

«Искусство цвета» (2015)

Работы швейцарского художника и теоретика искусства Иоханнеса Иттена давно вошли в учебный курс Баухауза, который штудируют во всех художественных школах. Специалист по культуре Индии и Китая рассказывает о законах цвета, о взаимосвязи формы и оттенков, и о том, как разные цвета формируют восприятие живописи. Книга может быть полезной как для начинающих художников, так и для обывателя. Цвет рассматривается не только с точки зрения визуального восприятия, но и с точки зрения психологического влияния. Книга содержит достаточно информации по физике, но вместе с тем, с приведенной терминологией может разобраться даже человек далекий от точных наук.

«История стилей изобразительных искусств» (2011)

Искусствовед Эрнст Кон-Винер с немецкой точностью разложит по полочкам все отличия барокко от стиля Людовика XVI. Автор рассказывает о развитии всей истории живописи, начиная от Древнего Египта, заканчивая зарождением модерна в конце XIX века. Несмотря на то, что книга была написана еще в начале XIX века, в ней просто и понятно объясняются сходства и отличия направлений, прослеживается эволюция каждого стиля.

«Искусство и визуальное восприятие» (2012)

Американский писатель Рудольф Арнхейм написал подробное пособие для всех, кто хочет понять принципы воздействия искусства. Автор книги «Искусство и визуальное восприятие» приводит много данных о результатах психологических экспериментов, методиках педагогики, достижениях физиологии и принципах восприятия. Арнхейм не боится идти против стереотипа, что «сущность искусства» заключается в том, что «фантазия художника деформирует реальность». Особый акцент автор делает на принципы и правила построения художественной композиции. За счет богатой фактологии книга будет интересна обывателю, а фундаментальная подборка исследований заинтересует тех, чья работа связана с искусством.

«Словарь символов и сюжетов в искусстве» (1996)

Словарь Джеймса Холла – настольная книга для каждого искусствоведа и художественного критика. Впервые он был издан в 1974 году и уже выдержал не один десяток переизданий. В книге есть полный список сюжетов произведений Западной Европы: от мифологических персонажей до христианских атрибутов. Книга охватывает период от Средних веков до конца XVIII века. Автор не только расшифровывает значение символов, но и указывает источники. Словарь состоит из трех частей: описание основных персонажей и сюжетов, список известных картин и перечень знаковых атрибутов.

«Классическое искусство. Введение в итальянское Возрождение» (2004)

Историк и искусствовед Генрих Вельфлин — один из самых авторитетных теоретиков искусствознания. Он считается основоположником формально-стилистического метода, который до сих пор применяется для анализа произведений искусства. Книга легко и просто написана, но читателю придётся посидеть с изданием напротив экрана монитора, чтобы изучить все упомянутые картины и эскизы.

«Точка и линия» (2015)

Кто может рассказать об искусстве и стиле лучше, чем художник? Василий Кандинский со свойственной ему витиеватостью расписал всю историю русского авангарда. Книга не для легкого чтения. Вероятнее всего, чтобы понять идеи автора, придется дважды ее перечитать. Прежде всего, читатель знакомится с автобиографической повестью «Ступени», и только потом переходит к теоретической части — «Точка и линия на плоскости». Многие сравнивают книгу с памятником радикализма Малевича – бумажным манифестом «Черный квадрат». Но в отличие от последней, «Точка…» написана понятным слогом, который не заставит усомниться в позиции автора. Эта книга не даст точных определений, но поможет вам понять, что двигало теми, кто решил отказаться от традиционных канонов красоты в пользу супрематических абстракций.

Читайте также  Лучшие платья Первых Леди Америки на инаугурации за последние 200 лет

«Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова» (2014)

Архитектор и преподаватель Дарья Парамонова в своей книге «Грибы, мутанты и другие: архитектура эры Лужкова» попыталась определить, как 90-е повлияли на архитектуру и ее восприятие. Книга выросла из исследовательского проекта, поэтому в ней есть и систематичность, и лаконичность. Однако несмотря на серьезный научный подход, автор не претендует на объективность. Надо отдать должное, Парамонова подошла к вопросу не только с эстетической, но и с коммерческой точки зрения. В книге вы не найдете резких категоричных фраз, скорее наоборот, автор воспринимает все спорные памятники как естественные марки эпохи, а последняя не может быть ни хорошей ни плохой. Но это и не защита пёстрого и фальшивого московского стиля, который многие характеризуют как «вульгарный и обыденный постмодерн». Чаще всего подобные постройки сравнивают с грибами: все эти объекты коммерческого назначения за считанные вырастают в благоприятных для них районах, — но за то же самое время их можно и снести. А со временем эти объекты достраиваются, видоизменяются как мутанты, приобретая все более замысловатые формы. Эта книга заставит вас по-новому взглянуть на так называемый «лужковский стиль». По крайней мере, вы точно не сможете его полностью игнорировать.

«Русская архитектура рубежа XX–XXI вв.»

Историк и искусствовед Григорий Ревзин тоже пишет о «лужковском стиле», но помимо этого он дает общий экскурс в историю и политику. Читатель может познакомится с мыслями автора, пролистав «Русская архитектура рубежа XX–XXI вв» — добротное издание с хорошими иллюстрациями. Или познакомится с «кратким пересказом» этой книги – цифровым изданием от Strelka Press «Великолепная двадцатка. Архитектура Москвы и зачем она была», написанным более доступным языком. В обои книгах автор перечисляет все особенности и направления постсоветского стиля и подводит итог его 20-летнему развитию. Ревзин рассказывает, что такое «гламурный авангард», «бумажная архитектура» и что современная архитектура может рассказать о нас самих.

Итоги-2020: 10 лучших книг об искусстве

Мы попросили куратора отдела искусства «Подписных изданий» Максима Мамлыгу рассказать как на духу о самых изысканных и информативных книгах, поступивших в его ведомство в 2020. Максим пообещал быть с нами абсолютно откровенным.

Максим зачитывает горожанам избранные места газеты «Книги у моря». Коллаж Юли Мартыненко

Всё указывало на то, что 2020 год станет для искусствоведческого книгоиздания не просто блестящим, но (не побоимся этого слова) прорывным. Увы, пандемия внесла свои коррективы. В новых сложных условиях читатели выбирали уютное и знакомое, а издатели были вынуждены сделать ставку на те проекты, которые точно придутся по вкусу аудитории.

На практике это значит, что никаких крупных поворотных событий и новых трендов не случилось. Зато наметившиеся уже в прошлом году тенденции были охотно и с большим успехом подхвачены издателями. И на самом деле, это чертовски хорошо. Потому что для нас, читателей, это в первую очередь означает возможность глубже погрузиться в темы, с которыми в прошлом году мы только начали знакомиться. Из всех новинок, вышедших в этих специфических условиях, я выбрал десять самых ярких.

Елена Мурина «Об искусстве и искусствознании»

Издательство им. Новикова

Елена Мурина – воистину живая легенда искусствоведения, сейчас ей 95, свою первую монографию она написала 68 лет назад. По предложению издательства им. Новикова она отредактировала свою старую работу, в которой она полемизировала с официальной советской теорией соцреалистического синтеза искусств, добавила к ней ряд важных статей о французских импрессионистах и постимпрессионистах, а также о российских художниках, в том числе — ранее не оконченную статью о Фаворском. Так получился новый том прекрасной серии «Об искусстве и искусствознании».

Немаловажное достоинство этого издания — предисловие: в нем Мурина на почти сотне страниц рассказывает историю своей жизни – от участия в школьном конкурсе, приуроченном к столетней годовщине гибели Пушкина, в 1937-м и знакомства через маму с архитекторами-конструктивистами до плодотворной, но трудной работы советского искусствоведа. Большой интерес представляют истории Муриной о семье — о муже, великом исследователе авангарда Дмитрии Сарабьянове, и сыновьях, тоже значительных искусствоведах. Памяти одного из сыновей она и посвятила эту книгу.

Мари Дарьесек «Быть здесь — уже чудо»

No Kidding Press

О книге Дарьесек в этом году уже много писали, но еще один раз не будет лишним. Это биография художницы круга Ворпсведе, работавшей в манере раннего экспрессионизма и умершей в достаточно молодом возрасте. Паола хотела самостоятельности, независимости – в своей живописи, в финансах, в личной жизни — и для своего времени добилась внушительных результатов. Среди ее работ чаще всего упоминают знаменитый автопортрет — первый обнаженный женский автопортрет в истории живописи: по тем временам это была невиданная дерзость, ломающая представления и о задачах, и о возможностях живописи, и о роли женщины в обществе.

«Быть здесь — уже чудо» восполняет еще один пробел в том, что мы называем «женским каноном». Она рассказывает о важной для искусства того времени фигуре, впоследствии позабытой и отошедшей на второй план, затерявшейся среди современников-мужчин, априори более успешных. Надо сказать, что авторка книги специально отказалась от формата академической биографии — для того, чтобы передать дух времени, атмосферу, в которой жила Паола, дать представление о ее человеческих и профессиональных качествах. Получилось печально и поэтично.

Джонатан Джонс «Британское искусство от Хогарта до Бэнкси»

В «большой истории» мирового искусства позиции Британии чуть более устойчивы, чем позиции России, но все же опыт двух стран довольно схож: и британцы, и русские традиционно считают себя особенными, на страницах книг об искусстве мелькают нечасто, а появляются избранно – славятся несколькими яркими периодами (вспомните иконопись и авангард), тем не менее в обеих странах в период имперского возвышения были прилежно написаны национальные истории искусств.

Наверное, российский читатель, листая «Британское искусство от Хогарта до Бэнкси», испытает примерно такие же ощущения, какие возникли бы у британца, знакомящегося с русским искусством: «Ничего себе, сколько всего, оказывается, до нас не дошло!» В книге Джонса уже, разумеется, приглушена концепция национального превосходства, дискредитированная в XX веке, зато тут есть хроника совершенствования культурного производства, анализ радикальной перемены британского вкуса и, конечно, история успеха. Теперь хотелось бы, чтобы на английском появилась подобная книга о русском искусстве.

Вера Лебедева «Искусство на все времена»

Мы еще долго будем выбираться из-под обломков культурных иерархий, но уже сейчас совершенно очевидно: если вы злонамеренно пренебрегали декоративно-прикладными искусствами, потому что кто-то когда-то сказал, мол в системе искусств они стоят ниже живописи или архитектуры, — пора подтягивать свое образование.

Книга Веры Лебедевой – отличное в этом подспорье. Она с любовью рассказывает о керамике, стекле, металле, мебели и многом другом, полностью признавая самоценность каждого из этих направлений. Эволюционный подход она сочетает со множеством интересных историй – и это безусловное достоинство книги.

Christo and Jeanne-Claude

Сейчас кажется, что издательство Taschen было всегда, но это не так – в этом году ему исполнилось всего лишь сорок лет. В качестве напоминания об этой знаменательной дате была выпущена юбилейная серия 40th Anniversary в твердой обложке и новом формате — чуть больше, чем привычная серия Bibliotheca Universalis. В обновленной верстке выходят и многолетние хиты, и новые книги. В числе счастливчиков — альбом о Кристо и Жан-Клод (тех самых, что зачехлили рейхстаг), ключевых фигурах ленд-арта. Издание смело можно назвать дополненным: в связи со смертью Кристо текст книги был обновлен.

В альбоме есть все, о чем можно мечтать: внушительный справочный аппарат, очерк жизни и творчества, анализ ключевых работ, уникальный фотографический и эскизный материал. И конечно, любимая нами «ташеновская» полиграфия, как обычно, на высоте. К сожалению, только на английском языке.

Ричард Шехнер «Теория перформанса»

V-A-C press

Последнее десятилетие экспансивная и очень любимая нами издательская программа Ad Marginem и музея Garage как будто бы заполнила основные пробелы в литературе о современном искусстве на русском языке. Впрочем, чтобы убедиться в ошибочности этого впечатления, достаточно заглянуть в библиографию монументального «Искусства с 1900 года».

V-A-C press, которые всегда издавали немного, очень избирательно и всегда точно, в последнее время наращивают темпы и того и глядишь, догонят своих коллег. Одной из важных новинок издательства стала «Теория перформанса», ключевая для изучения этой арт-практики работа, исследующая перформативное искусство с точки зрения антропологии, истории и т.д. Сейчас, когда перформанс становится все более привычным явлением (хотя в арт-тусовке это слово давненько вызывает зевок и не ощущается новым), таких книг сильно не хватает. Книга Шехнера — достойное попадание в цель. Браво, V-A-C!

Читайте также  20 хобби, которые больше всего привлекают противоположный пол

В связи с д-и-к-о-й популярностью книга успела закончиться в магазине — но после Нового года обязательно будет вновь!

Фрэнк Уитфорд «Баухаус»

Ad Marginem

Удивительно, но юбилейная дата – столетие баухауса – не была замечена российскими книгоиздателями, несмотря на то, что в Европе и Америке был прямо-таки вал исследований и популярных книг. Российские фанаты знакового художественного объединения были огорчены (благо, их несть числа), и тут Ad Marginem преподнес им большой подарок, позволяющий нашему книжному рынку спасти лицо.

Перед нами одна из лучших обзорных книг, этакий путеводитель-энциклопедия по течению, действительно изменившему дизайн, архитектуру и характер декоративно-прикладных искусств в Европе и Америке (в России были свои авангардные академии – но помимо двух книг о ГАХНе и одной о ВХУТЕМАСе – где книги о них? Ау! А памятные даты либо проходят, либо близятся. Впору заводить издательский календарь и делать ставки – будет ли что-то). Остается надеяться, что это хорошо структурированное издание станет первым из многих, ведь в 1984 исследования не закончились, с тех пор появились новые данные – о роли женщин-художниц в этой школе, например.

Михаил Ямпольский «Ловушка для льва»

Стоит приготовиться к чистому удовольствию. На примерах из литературы, живописи, философии Ямпольский рассказывает о поиске модернисткой формы. Его герои – Пикассо и Бэкон, Беньямин и Ауэрбах, Панофский и Пунин, Ван Гог и Мане, Музиль и Твардовский.

Ракурс Ямпольского, неожиданный и любопытный, отражает его давнее стремление к альтернативным методам мышления и анализа, отличным от мейнстримовых, инерционных. Подзаголовок – «Модернистская форма как способ мышления без понятий и “больших идей”» — исчерпывающе раскрывает авторский замысел. Впрочем, особенно интересно следить, как мысль Ямпольского развивается от главы к главе с почти еретическим пафосом и увлечением.

Патрик Бейти «Анатомия цвета»

Манн, Иванов и Фербер

На русском языке выходит ужасающе мало книг о дизайне интерьера (посмотрите книжные обзоры Elle Decoration – на глаза навернется слеза): такие издания должны быть снабжены качественными фотографиями, иллюстрациями и репродукциями, а это очень дорого в производстве. Так как границы аудитории этих книг еще не очень ясны, на эксперименты решаются нечасто. Их позволяют себе только МИФ и КоЛибри, которые могут похвастаться определенными успехами в этой области. Эта книга – один из самых радикальных опытов в уходящем году.

Только представьте: перед вами толстенный переводной том, состоящий практически целиком из цветовых раскладок, наглядно демонстрирующих, как (преимущественно) в Европе и Америке с середины XVII до середины XX века в интерьере использовали цвет – и даже если вы не являетесь профессиональным дизайнером, это жуть как залипательно. Исследовательские статьи, показывающие эволюцию отношения к цвету, его уточнение и усложнение, на протяжении трехсот лет, – настоящее приключение.

Джеймс Гордон «Конструкции. Почему они стоят и почему разваливаются»

Издательство Артемия Лебедева

Конструктор (профессия), конструкторское бюро (подразделение, где работают конструкторы) – понятия, от которых отдает чем-то советским, не правда ли? Последние годы массового увлечения архитектурой исследователи сосредотачивались больше на экстерьере и городской ткани, но – будем честны – не на конструктивной стороне, понимание которой требует специального образования или, по крайней мере, очень много свободного времени.

Если вы стыдливо обходили обсуждение конструкций в светских беседах об очередном здании бюро Захи Хадид – самое время почитать Гордона. Эта книга – начало начал, популярный рассказ о типах конструкций и о том, как они работают, шанс понять физику архитектуры и не только. Студия Лебедева постаралась над этим изданием – вышло здорово.

Романы о произведениях искусства — 10 книг

Искусство без мысли, что человек без души, — труп.

ISBN: 978-5-699-90992-6
Год издания: 2016
Издательство: Эксмо
Серия: Культовая классика
Язык: Русский

Один из самых известных романов мировой литературы, публикация которого в 1891 году стала причиной скандала в английском обществе. Критика осудила его как аморальное произведение, однако обычными читателями роман был принят восторженно.
В нем поставлены вечные вопросы человечества — о смысле жизни, об ответственности за содеянное, о величии красоты, о смысле любви и губящей власти греха. Это бессмертное произведение Оскара Уайльда экранизировалось более 25 раз.

Один из самых известных романов мировой литературы, публикация которого в 1891 году стала причиной скандала в английском обществе. Критика осудила его как аморальное произведение,…

ISBN: 978-5-4453-0147-9
Год издания: 2013
Издательство: Лениздат, Команда А
Серия: Лениздат-классика
Язык: Русский

Знаменитая английская писательница Вирджиния Вулф (1882-1941) прославилась своей уникальной манерой письма, способностью глубоко проникать во внутренний мир персонажей, улавливать малейшие движения души. Она автор таких известных произведений, как «Миссис Дэллоуэй», «Орландо», «Волны», «Между актами» и других. Роман «На маяк» принадлежит к числу ее лучших сочинений. Он соткан из тончайших ощущений, оттенков и символов. Бегущее время, меняющееся настроение, обретенный опыт, подобно маяку, высвечивают новое в героях, предметах и самой жизни. Изображая события всего двух дней, Вулф создает полноцветную палитру нескольких судеб, заставляет задуматься о смысле бытия и сущности каждого мгновения. Ей удается сплести проникновенное, лиричное, изысканное повествование, где каждое слово ярко и значимо, призвано задавать тон и рождать самостоятельные образы.

Знаменитая английская писательница Вирджиния Вулф (1882-1941) прославилась своей уникальной манерой письма, способностью глубоко проникать во внутренний мир персонажей, улавливать…

ISBN: 978-5-699-56864-2
Год издания: 2014
Издательство: Эксмо
Серия: Флипбук
Язык: Русский

История одного портрета. История одного художника. История одной любви. История, которая могла произойти — а может быть, и произошла — в старом доме на одной из живописных улочек голландского города Делфта в далеком семнадцатом веке.

История одного портрета. История одного художника. История одной любви. История, которая могла произойти — а может быть, и произошла — в старом доме на одной из живописных улочек…

ISBN: 9785170854486
Год издания: 2015
Издательство: АСТ, Corpus
Язык: Русский

Очнувшись после взрыва в музее, Тео Декер получает от умирающего старика кольцо и редкую картину с наказом вынести их из музея. Тео будет швырять по разным домам и семьям — от нью-йоркских меценатов до старика-краснодеревщика, от дома в Лас-Вегасе до гостиничного номера в Амстердаме, а украденная картина станет и тем проклятьем, что утянет его на самое дно, и той соломинкой, которая поможет ему выбраться к свету.

Очнувшись после взрыва в музее, Тео Декер получает от умирающего старика кольцо и редкую картину с наказом вынести их из музея. Тео будет швырять по разным домам и семьям — от…

ISBN: 978-5-389-09726-1
Год издания: 2015
Издательство: Азбука, Азбука-Аттикус
Серия: Азбука-классика (pocket-book) — Классика XX века
Язык: Русский

Четырем мастерам персидской миниатюры поручено проиллюстрировать тайную книгу для султана, дабы имя его и деяния обрели бессмертие и славу в веках. Однако по городу ходят слухи, что книга противоречит законам мусульманского мира, что сделана она по принципам венецианских безбожников и неосторожный свидетель, осмелившийся взглянуть на запретные страницы, неминуемо ослепнет. После жестокого убийства одного из художников, становится ясно, что продолжать работу над заказом султана – смертельно опасно, а личность убийцы можно установить лишь внимательно всмотревшись в замысловатые линии загадочного рисунка.

Четырем мастерам персидской миниатюры поручено проиллюстрировать тайную книгу для султана, дабы имя его и деяния обрели бессмертие и славу в веках. Однако по городу ходят слухи,…

ISBN: 978-5-17-081131-1
Год издания: 2014
Издательство: АСТ
Серия: Эксклюзивная классика
Язык: Русский

Потрясающая история художника, бросившего все, ради своей мечты.
Его страсть — свобода.
Его жизнь — творчество.
Его рай — экзотический остров Полинезии.
А его прошлое — лишь эскиз к самой величайшей его работе, в которой слилось возвышенное и земное, «луна» и «грош».

Потрясающая история художника, бросившего все, ради своей мечты.
Его страсть — свобода.
Его жизнь — творчество.
Его рай — экзотический остров Полинезии.
А его прошлое —…

ISBN: 5-93923-016-4, 0-571-20147-4
Год издания: 2002
Издательство: Торнтон и Сагден
Язык: Русский

Майкл Фрейн — современный английский писатель старшего поколения — получил известность как романист, драматург и переводчик русской классической литературы. Роман «Одержимый» — это забавный рассказ об опасных и захватывающих приключениях ученого-искусствоведа, напавшего на след неизвестной картины Брейгеля. Искушенный призраком славы, главный герой книги задумывает головокружительную махинацию с целью завладеть бесценным произведением искусства. Приключения современного афериста (в книге есть все необходимые составляющие детектива: тайна, погони, стрельба, ускользающая добыча) переплетаются с событиями жизни еретика Брейгеля, творившего под носом у кардинала во времена разгула инквизиции.
В 1999 году этот по-чеховски смешной и одновременно грустный роман о восторге и отчаянии научного поиска, о мятущейся человеческой душе, о далеком и таинственном, о современном и восхитительном был номинирован на Букеровскую премию.

Майкл Фрейн — современный английский писатель старшего поколения — получил известность как романист, драматург и переводчик русской классической литературы. Роман «Одержимый» -…