7 историй о том, как сказки из детства могут разрушить взрослую жизнь

Опасные детские сказки, которые разрушили нашу психику 🕔 1 мин.

Большинство взрослых, которые живут с различными фобиями, унаследовали эти глубоко укоренившиеся страхи от негативных переживаний в детстве. Возможно, это была собака, лаявшая на вас, когда вы были маленьким ребенком; брат, думающий, что было бы смешно напугать вас, одев ужасную маску и выпрыгнув из-за угла, или страшная книга, которую вы читали поздними вечерами, пока мама и папа не видели. Некоторые страхи живут в нас до сих пор и являются неотъемлемой частью нашей жизни.

От них очень тяжело избавиться или побороть. Сегодня мы подготовили для вас несколько детских историй, которые явно были написаны не для детей, но которые ими неоднократно читались. Итак, как перепугать ребенка? Достаточно просто прочитать то, что написано ниже.

1. Девочка в зеркале

Однажды один маленький мальчик нашел старое антикварное зеркало, которое стояло на чердаке в его доме. Этот ребенок был уж очень любопытным и решил рассмотреть свою находку поближе. Когда он взглянул в зеркало, то увидел в нем маленькую девочку. Он обернулся, подумав, что она стоит за ним, но, осмотревшись, не увидел вокруг себя никого. Когда он снова взглянул в зеркало, то понял, что девочка в нем. Она начала с ним говорить и всячески улыбаться. Мальчик стал нервничать, ведь понимал, что это неправильно – разговаривать с зеркалом.

Девочка тем временем попросила его подойти поближе к ней и поиграть с ней, но парень отказался. Ее грустное лицо очень растрогало парнишку, и он пообещал ей, что вернется завтра и обязательно с ней поиграет, зайдя в само зеркало, а после этого убежал по своим делам. День тянулся очень медленно, и мальчик все обдумывал встречу с этой непонятной девочкой и решил, что никогда больше не поднимется на чердак, потому что, несмотря на то, что она его заинтересовала, испугался он не на шутку.

Прошли годы, тот мальчик вырос, стал красивым мужчиной и обзавелся женой, которая недавно узнала, что беременна. Когда он приехал в свой старый дом, где жили его родители, он поднялся на чердак, чтобы проверить, стоит ли там то зеркало. Как оказалось, оно стояло на своем месте, и девочка все так же была в нем. Она его спросила о том, почему он не пришел к ней играть, на что мужчина ответил, что у него есть жена и скоро будет ребенок, поэтому он никогда не будет с ней играть. Девочка улыбнулась и ответила: «Если ты не будешь играть со мной, то я подыщу такого же, как ты» и быстро исчезла в зазеркалье. Буквально через пару часов позвонила его жена и сказала, что у нее случился выкидыш.

Вот это можно назвать детской историей? Ужасно. Ребенок ведь даже не знает, что такое выкидыш! Это слишком жуткое чтиво для детей. Так почему же некоторым это читали на ночь?

2. Девочка с зеленой лентой на шее

Итак, Альфред встретил Дженни, когда они оба были школьниками. Парень сразу же полюбил девушку и приметил, что у нее была зеленая ленточка, повязанная на шее. Альфреду было интересно, почему Дженни постоянно ее носит, и он у нее спросил об этом. Девушка сказала, что, когда придет время, она ему расскажет, но каждый раз, когда Альфред интересовался по поводу этой ленты, девушка отвечала: «Я расскажу тебе об этом позже, детка». Когда они оба стали старше, Дженни сильно заболела и чахла на глазах. Альфред понял, что скоро потеряет свою возлюбленную. И как вы думаете, что он сделал?

Правильно! Он спросил про эту ленту! «Ты так сильно хочешь знать, почему я ношу ее? Хорошо, я тебе покажу. Просто сними эту чертову ленту с моей шеи, и ты все увидишь!» – сказала Дженни. Альфред так и сделал. «И голова Дженни…» – именно так начинается последнее предложение в этой истории. Как вы думаете, что произошло с ее головой? Не будем томить вас и расскажем, что голова Дженни просто отвалилась от тела и покатилась по полу. Какая милая сказочка для ребенка. Даже сказать нечего.

3. Красное пятнышко

Эта история от знаменитого американского писателя Элвина Шварца, из-за которой, вероятно, многие детишки и стали бояться пауков. Это рассказ о крошечном укусе паучка, но он не заканчивается тем, что ты превратишься в какого-то супергероя. Итак, начнем.

Маленькая Рут тихо посапывала в своей кроватке и не заметила, как на ее лицо спустился паук и укусил ее. На следующее утро на месте укуса у нее образовалось небольшое красное пятнышко. Рут испугано побежала к маме и показала то, что образовалось у нее на лице. Мама девочки сказала, что вполне вероятно, что это был укус паука, и тут нечего бояться. Прошло несколько часов, и укус становился все больше и больше и, в конце концов, превратил щеку меленькой Рут в какой-то надувшийся шар. Он очень болел и не давал малышке спокойно спать. Однажды ночью, после того как она приняла горячую ванну, этот огромный шар на щеке лопнул, и из него начали вылезать полчища маленьких паучков, которые начали забираться в ее волосы, пролазить в рот и нос, а также лезть в глаза. Что-то нам кажется, что после прочитанного, многие возненавидят пауков.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

7 жутких сказок из нашего детства

Вспоминаем страшные сказки: Андерсена, братьев Гримм и русские народные

Текст: Альбина Драган

Фото: Laura Barrett

31 октября отмечается Хэллоуин, он же День всех святых. Но про святых, признаться, мало кто вспоминает, потому что кельтский языческий праздник все знают как карнавал нечисти — повод примерить на себя зловещие образы ведьмы, зомби или привидения. В нашей стране кто-то пытается запретить Хэллоуин в надежде защитить хрупкую детскую психику от кошмара.

Хотя на самом деле многие сказки, которые те же самые бдительные бабушки читают своим чадам, — еще тот кошмар, если посмотреть на них с позиции взрослого. Накануне «самой страшной ночи в году», как рекомендуют этот вечер устроители тематических вечеринок, мы составили подборку жутких сказок, которые все мы помним из детства — в том числе из-за страшных деталей.

1. Ганс Христиан Андерсен. «Красные башмачки»

Это история о девочке Карен, чьи красные башмачки прирастают к ногам, а ноги сами пускаются в пляс. Девочка уже и сама не рада такому повороту событий — в заколдованной обуви приходится плясать до изнеможения. К счастью, на помощь приходит палач, который устраивает кровавую экзекуцию и отрубает девочке ноги вместе с красными башмачками — и те заживут своей жизнью.

— Не руби мне головы! — сказала Карен. — Тогда я не успею покаяться в своём грехе. Отруби мне лучше ноги с красными башмаками.

И она исповедала весь свой грех. Палач отрубил ей ноги с красными башмаками, — пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса.

Потом палач приделал ей вместо ног деревяшки, дал костыли и выучил её псалму, который всегда поют грешники. Карен поцеловала руку, державшую топор, и побрела по полю.

2. Ганс Христиан Андерсен. «Сказка о девочке, наступившей на хлеб»

Девочкам в сказке Андерсена как-то не особо везет. То Русалочка в обмен на голос получает две ноги, но каждый шаг дается через боль, то бедняжка Элиза должна колоться крапивой в полном молчании, чтобы сплести рубашки своим братьям.

В этой сказке героине Инге не везет особенно — ни с характером, ни с обстоятельствами. Девочку, которой в голову приходит гениальная идея перейти лужу, встав на хлеб, ждет немедленное наказание. Она проваливается в подземелье к болотице и жабам, а ноги ее прирастают к хлебу. Внезапно появляется бабушка черта, которая делает из Инге истукана и забирает в ад. В аду Инге мучается в прямом смысле слова: есть она не может, хотя стоит на хлебе, да еще и покаяться удается только тогда, когда с неба прольется дождь из горьких слез.

«Платье её всё сплошь было покрыто слизью, уж вцепился ей в волосы и хлопал её по шее, а из каждой складки платья выглядывали жабы, лаявшие, точно жирные охрипшие моськи. Страсть, как было неприятно! «Ну, да и другие-то здесь выглядят не лучше моего!» — утешала себя Инге.

Хуже же всего было чувство страшного голода. Неужели ей нельзя нагнуться и отломить кусочек хлеба, на котором она стоит? Нет, спина не сгибалась, руки и ноги не двигались, она вся будто окаменела и могла только поводить глазами во все стороны, кругом, даже выворачивать их из орбит и глядеть назад. Фу, как это выходило гадко! И вдобавок ко всему этому явились мухи и начали ползать по её глазам взад и вперёд; она моргала глазами, но мухи не улетали, — крылья у них были общипаны, и они могли только ползать. Вот была мука! А тут ещё этот голод! Под конец Инге стало казаться, что внутренности её пожрали самих себя, и внутри у неё стало пусто, ужасно пусто!»

3. Братья Гримм. «Можжевеловое дерево»

«Сказки братьев Гримм», то есть народные немецкие сказки, собранные братьями-лингвистами, которые и не помышляли, что их будут считать сказочниками, богаты на зловещие детали. Если вы хоть раз читали полный том таких сказок, то наверняка помните, что в «Можжевеловом дереве» мачеха отрезала ребенку крышкой сундука голову, когда он полез за яблоком. Затем перевязала ему шею платком, усадила на стул и дала в руки яблоко. Хуже того, она пыталась замаскировать преступление — посоветовала собственной дочери ударить сводного братца по уху, что бедная девочка и сделала. В итоге сварили из пасынка суп и накормили его мясом отца. Но сказка оказалась со счастливым концом. Душа ребёнка вселилась в птицу, которая извела мачеху страшными песнями, а потом и вовсе сбросила на нее мельничий жернов — тот размозжил ей голову. Как говорится, око за око, зуб за зуб.

Пошла Марленикен и говорит:

— Братец, дай мне яблочко.

А он молчит, ничего не говорит. И ударила она его по уху, и покатилась голова наземь. Испугалась девочка, стала плакать и кричать; побежала к матери и говорит:

Читайте также  10 книг, которые помогут раскрыть лучшее в вашем ребенке

— Ох, матушка, я отбила брату голову! — и она плакала, плакала, и никак нельзя было ее утешить.

— Марленикен, — сказала мать, — что ж ты наделала?! Но смотри, молчи, чтоб никто не узнал об этом, теперь ничего уже не поделаешь, мы его в супе сварим.

Взяла мать маленького мальчика, порубила его на куски, положила их в кастрюлю и сварила в супе.

4. Братья Гримм. «Сказка о том, кто ходил страху учиться»

Сюжет о младшем сыне-простофиле, который все никак не мог познать страх и поэтому пускался на всякие авантюры, которые ему советовали добрые люди. Но все никак у него не получалось. Случайно сбросил с колокольни пономаря (принял за привидение), снял висельников (принял за живых), а потом провел три ночи в заколдованном замке. В первую ночь его покой потревожили огромные чёрные кошки, собаки и скачущая кровать. С кошками наш герой расхотел играть в карты из-за огромных когтей. Поэтому когти котам он обстриг, а потом и вовсе их убил. Во вторую ночь наш герой не испугался располовиненного тела, а потом довольно весело играл со страшными людьми в кегли человеческими конечностями и головами. В третью ночь — объявился мертвец в гробу и чудовищный бородач.

Ветер раскачивал трупы повешенных, они стукались друг о друга. И подумал парень: «Мне холодно даже здесь, у огня, каково же им мерзнуть и мотаться там наверху?»

И, так как сердце у него было сострадающее, он приставил лестницу, влез наверх, отвязал висельников одного за другим и спустил всех семерых наземь. Затем он раздул хорошенько огонь и рассадил их всех кругом, чтоб они могли согреться.

Но они сидели неподвижно, так что пламя стало охватывать их одежды. Он сказал им: «Эй, вы, берегитесь! А не то я вас опять повешу!» Но мертвецы ничего не слыхали, молчали и не мешали гореть своим лохмотьям.

Тут он рассердился: «Ну, если вы остерегаться не хотите, то я вам не помощник, а мне вовсе не хочется сгореть вместе с вами». И он снова повесил их на прежнее место. Потом он подсел к своему костру и заснул.

5. «Медведь липовая нога». Русская народная сказка

Собственно, в русских народных сказках тоже хватает жутких подробностей. В этой сказке старик отрубает медведю топором ногу, а старуха варит их нее суп. Бедный мишка все никак не мог забыть потерянную конечность и регулярно наведывался к старикам, чтобы восстановить справедливость. Но не получилось. Медведя-инвалида убили подоспевшие сельчане.

Вот медведь идет, нога поскрипывает, он сам приговаривает:

Скырлы, скырлы, скырлы,

На липовой ноге,

На березовой клюке.

Все по селам спят,

По деревням спят,

Одна баба не спит —

На моей коже сидит,

Мою шерсть прядет,

6. «Крошечка-Хаврошечка». Русская народная сказка

В этой любимой всеми сказке про коровку и девочку странно все. Во-первых, живет она с мачехой и кривоватыми сестрицами — Одноглазкой, Двуглазкой и Треглазкой, а во-вторых, исполняет гигантский объем работы нетривиальным способом — влезает в ухо корове, а вылезает из другого. Мачеха, как водится, придумывает страшное и нелогичное — зарезать чудо-корову. Но совсем жуткой выглядит просьба коровы закопать кости и поливать их. В результате вырастет, как ни странно, не новая корова, а всего лишь яблоня.

Побежала Хаврошечка к коровушке:

— Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.

— А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.

7. Алексей Николаевич Толстой. «Русалка»

Ничто не предвещало беды — одинокий старик Семен жил со старым котом и ходил рыбачить. Однажды он выловил русалку и поселил у себя — даже заботливо прикрыл решетом, чтобы ее не покусали тараканы. Морская дева оказалась умелым манипулятором — мало того, что кота заставила придушить, а дом разобрать, так еще и убила самого старика — разодрав ему ребра. Вот и делай людям добро. Но больше всего в сказке жалко кота, который «ходил по пустому хлеву и мяукал хриплым мявом, словно детей хоронил».

«И за самое сердце укусила зубами русалка старого деда, — впилась.

Замотал дед головой — да к речке бегом бежать.

А русалка просунула пальцы под ребра, раздвинула, вцепилась зубами еще раз. Заревел дед и пал с крутого берега в омут.

С тех пор по ночам выходит из омута, стоит над водой седая его голова, мучаясь, открывает рот».

7 историй о том, как сказки из детства могут разрушить взрослую жизнь

«Мама, почитай мне сказочку!» — так подходит к завершению вечер почти каждого ребёнка, который вроде уже и улегся спать, но всё же ёрзает в постели, не желая отправляться в мир снов без волшебной истории. А понимаем ли мы, сколько значат эти сказки в нашей жизни? В особенности в жизни женщин, которые некогда были маленькими девочками. Мы рассмотрим семь сказок, из которых мы следуем стереотипам, и убедимся в том, насколько коварными могут оказаться невинные волшебные истории на ночь.

1. «Золушка»

Ну какая девочка не любит эту сказку о том, как однажды на прекрасном балу простая девушка встретит принца, вскоре они поженятся и будут жить счастливо до конца своих дней? Стоит отметить, что сюжет сказки «Золушка» активно используется сегодня при написании сценариев для многочисленных мелодрам, которые заполонили просторы телевиденья. И ведь не зря – подсознательно многие из нас по-прежнему верят в то, что такая сказка может воплотиться в жизнь.

А теперь включим критическое мышление. Неужели мы хотим полагаться на случай? Или, может быть, ради этого случая мы готовы терпеть эксплуатацию и унижения (в сказке их исполнителями были злая мачеха и сводные сёстры)? И главное, обратите внимание, что бал – это ещё не решающее событие. На балу, как мы помним, было множество молодых достойных девушек, которые были собраны со всей округи, однако все они остались ни с чем, и только Золушка заполучила принца. Неутешительная, скажу я вам, статистика. Особого внимания заслуживает и образ отца: как мы знаем, с точки зрения психоанализа, невозможно, чтобы дочь, которая видит бесхарактерного отца, нашла дорогу к «идеальному» принцу, максимум – дровосек из соседнего посёлка.

2. «Белоснежка и семь гномов»

Как и вышеупомянутая нами сказка, эта история не лишена страданий бедной девушки. Но самое интересное в этой сказке это всё же гномы. Вспомним, с какой охотой и даже конкуренцией гномы оказывают внимание Белоснежке. Белоснежка же мило называет их своими друзьями. Как бы не так. Гномы – мифический персонаж, этим самым девушка, несмотря на то, что общается с ними, всё же относит их в некий «другой круг». Принца в своей жизни она ждёт не одна, а именно с ними. Ничего не напоминает?

Именно! Привычку многих девушек держать на расстоянии вытянутой руки «друзей» мужского пола, хронически влюблённых только в них, «на всякий случай». Этот «всякий случай» произойдёт тогда, если возраст девушки уже не будет позволять ей надеяться на встречу с принцем.

3. «Красная Шапочка»

Ну, для начала, стоит отметить взаимоотношения Красной Шапочки и её мамы. Думаю, любому из нас, если вырваться из оков сказки, понятно, что это абсурд – заставлять маленькую девочку идти одной через лес. Но мама сказала, значит нужно делать. Типичные отношения уже довольно взрослых дочерей, которые по-прежнему во всём и всегда беспрекословно продолжают слушать своих мам.

Ещё одним интересным моментом является то, что, несмотря на табу, Красная Шапочка всё же заговорила с Волком в лесу, тем самым идя на эксперимент: а вдруг зло на самом деле не такое уж и зло? Ну и потом, уже в доме бабушки, девочка задаёт вопросы переодетому волку: про большие уши, большие глаза, большие руки и большой рот. Такое количество вопросов символизирует собой то, сколько раз девочка, понимая, что что-то явно не так, продолжала вестись на поводу у воплощения зла. Этот маленький Шерлок в красной шапке продолжал выяснять, в чём же дело, вместо того чтобы бежать. То же самое делает женщина, которая вдруг начинает чувствовать, что это не тот мужчина: не после первого же такого чувства она решает расстаться, а кругами и бесконечно окунаясь в собственную ошибку, она всё же наивно надеется хоть с какой-нибудь стороны разглядеть в нём «именно того» мужчину.

4. «Спящая красавица»

На самом деле сказка о том, что лень-матушка это не всегда плохо, а иногда наоборот – очень даже хорошо. Одна из тех многочисленных сказок, которые вверяют уже взрослых девушек в то, что вовсе не обязательно выходить из дому для того, чтобы встретить свою судьбу. Отсюда и множество девушек с абсолютно пассивным и наивным взглядом на то, как в их жизни может появиться принц. Примером в наши дни могут быть попытки девушек обрести своё счастье путём сайтов знакомств.

5. «Русалочка»

Русалочка – девушка, которая относится к подводному миру, тогда как принц, которого она полюбила – из мира земного. Здесь явно поднимается вопрос о том, а могут ли люди из разных классов быть вместе. Об этом уже написано немало романов и снято множество фильмов. Но, согласно сказке, любовь между представителями двух совершенно разных по своему устройству миров, возможна лишь в том случае, если девушка заплатит достойную цену за это. Так, Русалочка в обмен на ноги отдала свой прекрасный голос. Но ведь это вовсе не стоит расценивать как некую жертвенность по отношению к своей любви, а наоборот – как отсутствие понимания своей природы, своих преимуществ, самой себя в целом. Переступая через саму себя, обменивая собственные таланты и достоинства на нечто другое, воспринимаемое как дар, девушка тем самым становится обычной представительницей другого мира, теряя своё истинное Я.

6. «Гадкий утёнок»

Всем нам было жалко маленького утёнка, над которым издевались окружающие его животные и люди, и все мы радовались, когда наконец-то (как говорят в сказках, «в один прекрасный день») он увидел в отражении себя как прекрасного лебедя. Но сказка ведь о том, что в один момент всё вокруг, вы и мир, могут вдруг преобразиться чудесным образом. Важно то, что этот результат в сказке достигается тогда, когда маленький утёнок совсем отчаялся и уже решал свести счёты с собственной жизнью. Вот вам и анти-урок, который не мотивирует вас становиться лучше и работать над собой, а просто пуститься глубже в собственную несостоятельность и депрессию, для того чтобы получить желаемое.

Читайте также  5 советов достижения успеха от самого богатого человека планеты Амансио Ортега

7. «Снежная королева»

Образ самой Снежной королевы, у которой длительное время находится Кай, можно трактовать по-разному: и как маму избранника, которая выстраивает свой иллюзорный мир, в который заставляет поверить мужчину (именно поэтому он холоден даже к излюбленной ранее Герде), и как другую женщину, которая обманом завладела вниманием мужчины. Но есть и ещё один коварный момент: это история, которая рассказывает о том, что вне первой любви или после неё – только злой и страшный мир. Маленькие Герда и Кай описаны как настоящие влюблённые, как взрослые, которые снесли множество бед и готовы быть вместе друг с другом всегда. Как быть с разбитым сердцем или жить после первой любви сказка не учит. А жаль… Вот такие они, сказки, которые мы с вами слушали на ночь. Их сюжеты откладываются в детском сознании и остаются там даже тогда, когда слово сказка приобретает оттенок лжи и несбыточных мечтаний. Подсознательно даже самые серьёзные из нас продолжают играть роли персонажей детских сказок. Проследив зависимость поведения взрослых людей от популярных детских сказок, которые читали им на ночь, хотелось бы вспомнить слова из песни Владимира Высоцкого: «Что остаётся от сказки потом, После того, как её рассказали?»

Как детская сказка управляет взрослой жизнью

Казалось бы, мы сами определяем свою судьбу — решениями, способом мышления, отношением к миру. Но если в нашей жизни повторяются одни и те же сюжеты, вероятнее всего, так работает наш жизненный сценарий. И создать этот сценарий может… любимая детская сказка. Как сказочные сюжеты и герои могут «заколдовать» нас и заставить действовать по определенной схеме, рассказывает психолог Марина Мелия.

Одна моя клиентка владеет небольшим предприятием, где работают около сорока человек. Но правильнее было бы сказать, что хозяйка работает на них. Она подбирает самых беспомощных в профессиональном плане работников, опекает их, решает их проблемы, в том числе личные.

Такое отношение чуть было не привело к крушению бизнеса. Именно в этот момент она обратилась ко мне за помощью. Выслушав ее историю, я задала неожиданный для нее вопрос: «А какую сказку вы любили в детстве?»

Оказалось, что в детстве она обожала «Белоснежку и семь гномов». Причем моя клиентка идентифицировала себя с главной героиней, которая в ее восприятии постоянно заботилась о маленьких и беззащитных гномах, не ожидая при этом для себя никакой выгоды. Продолжение сказки, где гномы спасают Белоснежку от козней злой мачехи, ей не запомнилось.

Вот еще один пример. На заре перестройки, когда еще никто не знал о финансовых пирамидах, я случайно встретилась в кафе с одним из самых знаменитых впоследствии авторов подобной аферы. Тогда он был еще никому не известен. С ним за столиком сидел мой коллега, психолог, в том числе занимающийся разработкой концепций рекламных роликов. И вот за разговором они попросили меня придумать креатив для раскрутки венчурного предприятия. Я стала расспрашивать, чего они хотят, что за деятельность предполагается?

И будущий «строитель пирамиды», не вдаваясь в детали, сказал: «У меня до сих пор стоит перед глазами книжка «Приключения Буратино», где была такая картинка: ​Кот Базилио и Лиса Алиса убеждают Буратино зарыть денежки на Поле Чудес в Стране Дураков». При этом глаза у него загорелись, и он стал азартно изображать эту картинку в лицах. А потом он и в жизни организовал это «Поле Чудес в Стране Дураков», и люди понесли «зарывать» туда свои денежки.

Видимо, в детстве они сочувствовали Буратино, разглядывая те же картинки. Эту историю я вспомнила лишь через несколько лет, когда пирамиды успели не только построиться, но и обрушиться, и миллионы людей потеряли свои деньги. И сегодня мы постоянно слышим подобные истории — об обманутых дольщиках и вкладчиках.

Обращение к своим любимым сказкам — один из вариантов сценарного анализа. В детстве мы постоянно перечитывали их, неосознанно идентифицировали себя со сказочными героями, представляли себя на их месте и переживали события их сказочной жизни. Какие-то из сказок могли произвести на нас настолько сильное впечатление (и не обязательно положительное), что определили наше будущее, легли в основу нашего жизненного сценария.

Как обнаружить свою сценарную сказку?

Когда мы спрашиваем взрослого человека, какая сказка ему особенно запомнилась, он обычно теряется: «Да я не знаю». Как правило, чтобы «разобрать» эти завалы в памяти, требуется специальный разговор. И собеседник вдруг отчетливо вспоминает, что, будучи ребенком, донимал родителей просьбами почитать одну и ту же сказку или ставил одну и ту же пластинку.

Но провести этот анализ можно и самостоятельно, определив повторяющиеся сценарии в разных сферах нашей жизни, найдя то, что их объединяет и задав вопросы самому себе. В книге «Хочу — Могу — Надо. Узнай себя и действуй!» (Эксмо, 2021) я привожу много реальных примеров того, как отыгрываются разные сказочные сценарии в жизни.

Посмотрев на них, мы можем понять, как это работает у нас. Но недостаточно просто вспомнить любимую сказку. При анализе сказок важно обратить внимание на три момента.

11 комплексов из детства, которые разрушают твою жизнь

1. Гиперопека

Родительская любовь может быть удушающей, если переусердствовать. Если в детстве тебя окружали чрезмерной заботой и любовью, то, скорее всего, в подростковом возрасте ты начал бунтовать против такого отношения к себе и спешил вырваться из-под родительского контроля.

Причем такие истории заканчиваются примерно одинаково: решая действовать назло родителям, их повзрослевший ребенок женится на первой же девушке, с которой удалось построить отношения, ввязывается в сомнительный бизнес, заводит дружбу с плохой компанией, прогуливает университет, не может найти нормальную работу и скатывается по наклонной.

Разочаровавшись в себе и в родительском воспитании, ты прекратишь любое общение с родными или будешь мучиться, постоянно думая об этом, но не решаясь воплотить в жизнь.

2. Потакание желаниям

Некоторые родители ради счастья своего ребенка способны в прямом смысле слова на всё. Они удовлетворяют любое его желание — от покупки дорогостоящей игрушки, на которую у них нет свободных денег, до приобретения домашнего животного, забота о котором ляжет на их плечи.

Но ребенок растет, и с ним растут его запросы. Будучи взрослым, он по привычке делится своими желаниями с родителями, ожидая их немедленного исполнения. Только купить сыну новую машину или роскошные апартаменты будет гораздо дороже, чем воплотить его мечты в детстве.

Человек, который вырос в атмосфере потакания его желаниям, всегда будет требовать чего-либо от других. Он даже не задумается о том, чтобы начать исполнять свои мечты самостоятельно, потому что разбалован и не умеет добиваться поставленных целей.

3. Ограждение от любых проблем

С одной стороны, желание родителей оградить своего ребенка от внешних проблем и вырастить его в своем идеальном мире, дать возможность провести детство беззаботно понятно и достойно похвалы. С другой же — если переусердствовать с этим, можно испортить ребенку будущее, повлияв на его представления об окружающем мире.

Если человек с детства не переживал негатива, бытовых проблем и ссор, то во взрослой жизни ему будет крайне сложно адаптироваться к реальности. Из такого ребенка может вырасти личность, которая будет испытывать сильнейший стресс и эмоциональные переживания из-за любой нештатной ситуации.

4. Отсутствие похвалы

Есть родители, которые уверены в том, что похвала может сделать ребенка лентяем и лишить его светлого будущего. Поэтому их дети не получают положительных комментариев, чего бы они ни добились — пятерки в полугодии по нелюбимому предмету, победы в литературном конкурсе или высокого балла на экзамене.

Самооценка человека формируется с самого детства, поэтому ребенок, которого постоянно сравнивали с другими и не оценивали по достоинству, вырастет закомплексованным. Он будет списывать свои достижения на удачу, страдать от многочисленных сомнений в себе и своих силах, а также отчаянно пытаться заслужить уважение родителей.

5. Чрезмерное многообразие

Некоторые родители убеждены в том, что ребенку ни в коем случае нельзя давать заскучать, поэтому они стараются занять свое чадо огромным количеством игрушек, хобби, гаджетов и других развлечений. В итоге ребенок хватается то за одно, то за другое, постоянно переключаясь, будучи не в силах выбрать, что ему нравится больше на данный момент.

Во взрослой жизни такой человек будет испытывать трудности с принятием решений, не будет понимать, что ему нужно и зачем, будет бросать начатое, не доводя до конца, и т. д. Кроме всего прочего, человеку, которого в детстве никогда не оставляли наедине с самим собой (без телефона, телевизора, ноутбука), часто бывает скучно одному. Он просто не понимает, чем заняться, и будет ждать, что кто-то придет в его жизнь и устроит ему досуг.

6. Чрезмерная похвала

Не хвалить совсем и постоянно хвалить — две крайности, которых необходимо избегать в воспитании. Если родители чрезмерно хвалили тебя в детстве, делая это неконструктивно, а на автомате, внушая, что ты самый лучший и неотразимый, во взрослой жизни ты можешь сильно разочароваться в себе и окружающих. Может оказаться, что твоя девушка, друзья или работодатель совсем не готовы превозносить тебя и одаривать комплиментами просто так. Ты озлобишься на весь мир, скорбя, что никто, кроме тебя, не видит твоих «очевидных» достоинств.

7. Нежелание приучать к самостоятельности

К самостоятельности стоит приучать с ранних лет жизни, но многие родители почему-то думают, что, повзрослев, ребенок сам начнет брать на себя ответственность. На деле же, будучи взрослым, такой человек начинает винить во всех своих бедах окружающих. Не получил повышение, потому что плохой начальник; бросила девушка, потому что у нее были слишком высокие требования; не поступил в университет, потому что все места заранее проплачены. Он на всё найдет отговорку, лишь бы не брать ситуацию в свои руки.

8. Перфекционизм

Некоторые родители, руководствуясь исключительно благими намерениями, воспитывают закоренелого перфекциониста, не понимая, как тяга к идеалу скажется на дальнейшей жизни их ребенка. Перфекционисты никогда не бывают довольны собой, потому что ставят себе недостижимые цели. Им сложно в работе, построении карьеры, налаживании межличностных отношений. Во всём они стремятся быть лучшими, тратя много времени и сил, но так и не добиваясь желаемого.

Читайте также  10 самых таинственных достопримечательностей мира

9. Недоверие к людям

Если в детстве ребенку постоянно повторять фразу «Ты нужен только маме с папой», можно лишить его любого, даже малейшего желания заводить друзей, получать опыт в отношениях и доверять людям.

Родители, часто ревнуя своего ребенка к другим родственникам, воспитателям или учителям, вселяют в него уверенность, что они единственные люди, которые могут любить и ценить его. На выходе получается гиперзакомплексованный человек, который считает, что ему никто не нужен, и обесценивает любые другие отношения, кроме общения с родителями.

10. Потакание эгоизму

Чрезмерная любовь и забота могут сыграть с родителями злую шутку, и вместо отзывчивого и любящего ребенка вырастет человек, который всегда и везде будет ставить свои потребности превыше всего. Он будет черств к окружающим, будет игнорировать просьбы о помощи и требовать исполнения своих желаний, помня, как в детстве его делали центром вселенной.

11. Чрезмерный контроль

Если с детства у человека не было своего личного пространства, вещей, которые принадлежали бы только ему, и возможности пребывать вне зоны родительского контроля, будучи взрослым, он наверстает всё это. Скорее всего, он перепробует весь алкоголь, начнет курить, будет встречаться с большим количеством девушек, забьет на учебу и превратится в того, кого его родители так отчаянно не хотели вырастить. У человека, которому дали свободу только после окончания школы, сорвет крышу, и встать на правильный путь ему будет очень сложно.

5 типов поведения взрослых людей, вызванных травмами детства

«Травмы детства может вызвать все, что заставляет ребенка чувствовать себя беспомощно, и разрушает его ощущение безопасности и уверенности в том, что будет дальше, включая сексуальное, физическое или вербальное насилие в отношении их самих или других членов семей, нестабильную или небезопасную атмосферу, в которой он растет, расставание с родителем или родителями, пренебрежение со стороны родителей или опекунов, буллинг, серьезное заболевание или неприятные медицинские процедуры» — психологический центр Каза Пальмера.

Сокрушительный.

Этим одним простым словом можно весьма точно описать эффект, который травмы детства способны оказать на всю последующую жизнь.

Представьте, как любая психическая травма — неважно, полученная в результате насилия, токсичной атмосферы в семье, развода родителей, буллинга, игнорирования, болезни или чего-то еще — способна повлиять на восприятие ребенком себя, как личности, а также окружающего его или ее мира.

Травмы и их влияние на взрослую жизнь

Конечно же, травмы детства никуда не деваются лишь потому, что ребенок повзрослел. Человеческий мозг сильнее всего растет и развивается в возрасте от 0 до 6 лет, и поэтому психическая травма, произошедшая с ребенком в этот период, становится одним из кирпичиков, заложенных в фундамент формирующейся личности.

Человек, страдающий от травм, нанесенных его психике, зачастую даже не осознает, насколько сильно они определяют его нынешнюю жизнь — и причиной этого является то, что, как правило, воспоминания о вызвавших их конкретных событиях похоронены глубоко в недрах его подсознания. Мы часто слышим истории о пациентах, которые во время сеанса с психотерапевтом не просто вспоминают, но и как бы проживают заново свои травматичные воспоминания. И хотя это и является важным шагом в процессе восстановления, вспоминать о таких событиях может быть очень и очень больно.

Вот пять характерных типов поведения, которые жертвы психических травм детства демонстрируют во взрослом возрасте:

1. Хроническая напряженность

Травмы, источник которых находится за пределами тела (насилие, буллинг, стресс и так далее) заставляет мозг ребенка активировать реакцию типа «бей или беги». Активизируется выработка гормонов стресса (таких, как кортизол и норэпинефрин), и они поступают в тело, чтобы помочь ему защититься от угрозы. В этот период наше тело автоматически напрягается.

Проблема этой напряженности в том, что она далеко не всегда уходит даже после того, как угроза исчезает или нейтрализуется. Если этого не происходит, нейронные сети мозга дальше стараются поддерживать состояние максимальной бдительности, ведя себя так, будто угроза все еще актуальна — и, естественно, тело реагирует на это соответствующим образом.

2. Социальная отстраненность

Ученые считают, что травмы детства являются одной из самых распространенных причин возникновения так называемой социальной тревожности. Чаще всего она оказывается вызванной насилием в отношении ребенка со стороны родителей (унижением, оскорблением, преуменьшением заслуг и достижений, вербальной агрессией), а также эмоциональным пренебрежением (чувством того, что о нем не заботятся, не любят, и он им, в общем-то, не нужен).

Жертвы травм детства, демонстрирующие социальную отстраненность, чаще всего делают это, идя на поводу у своей тревожности и страха. Пациенты, страдающие от социальной тревожности, сообщают о «невероятно сильном и постоянном страхе того, что окружающие наблюдают за ними и осуждают их», и могут идти на самоизоляцию от общества, чтобы избавиться от этого чувства.

3. Постоянная паника

И тревожный, и не тревожный мозг постоянно учится чему-то новому. Однако, в отличие от человека, страдающего от хронической тревожности, обычному человеку куда проще «забыть» о каком-то жизненном уроке после того, как он извлечет из него все возможные выводы. Тревожному же человеку это сделать намного труднее.

К примеру, представьте ситуацию, в которой двум сотрудникам, чьи показатели в последнее время ухудшились, сообщают о том, что их непосредственный начальник хочет с ними пообщаться.

Тот из сотрудников, который не страдает от тревожности, скорее всего, не будет воспринимать эту встречу как что-то угрожающее, и будет считать ее нейтральной (если только заранее не узнает, что это не так). Тревожный же человек может сразу же начать паниковать, считая, что его наверняка вызывают о том, чтобы сообщить о каких-то ошибках в сделанной им работе.

Более того, его тревожный разум может оказаться неспособен сосредоточиться на чем-либо кроме предстоящей встречи. В результате этот человек изводит себя почем зря по причине, которой может и не существовать.

4. Подчинение страху

Все мы в той или иной мере пытаемся избегать неприятных для нас ситуаций, но жертвы психологических травм детства доводят это стремление до предела. Когда обычный человек боится идти к зубному врачу, он, скорее всего, все равно пересилит себя и пойдет к нему. Почему? Потому что потенциальная польза от этого визита намного перевешивает наш страх.

Слишком часто взрослые, в чьем детстве есть одна или несколько психических травм, позволяют своим страхам управлять их жизнью. Вспомнив о том, что визит к зубному врачу может быть неприятным, они могут поддаться стремлению отменить уже назначенный визит, позволяя тем самым страху сломать свои планы. Сильное стремление избегать хотя бы потенциально неприятных вещей может серьезно ухудшить качество жизни любого человека.

5. Неспособность реализовать весь свой потенциал

Исследователи из Университета Флориды и Университета Джорджа Мейсона четко связали травмы детства с качеством жизни ниже среднего.

Как пишут они сами, «Ученики, которым в детстве были нанесены психические травмы, часто показывают недостаточные успехи в учебе, что, в свою очередь, ведет к антисоциальному поведению, уменьшению количества возможностей, и даже к неспособности заработать в будущем себе на жизнь».

Также исследовательская команда нашла четкую связь между социально-экономическим статусом и травматическим стрессом. Люди, воспитывавшиеся в бедных семьях низкого социального статуса с более чем на 65% вероятностью страдают от психических травм детства, чем дети из «среднего класса».

Как со всем этим справиться

Во-первых (и, пожалуй, это важнее всего), если вы знаете о ребенке, с которым плохо обращаются, или над которым совершают насилие, свяжитесь со службой защиты детей или полицией. Если уж начинать лечить раны прошлого, то лучше это делать как можно раньше — хотя делать это никогда не поздно. И хотя активные действия в таких ситуациях не всегда возможны, если такие дети смогут хотя бы поговорить с дружественными взрослыми о том, что с ними происходит, это может оказать на них очень благотворное влияние.

Но что же делать взрослым? Как считают специалисты Helpguide.org, всемирно известной организации, занимающейся душевным здоровьем, есть целых четыре вещи, которые помогают взрослым в исцелении своего травматического прошлого.

1. Займитесь физическими упражнениями

«Травма выводит ваше тело из естественного равновесия, вводя его в состояние гипервозбуждения и страха. Грубо говоря, ваша нервная система «застывает» в одном состоянии».

Чтобы противостоять этому, регулярно занимайтесь какими-то физическими упражнениями — по 30 минут в день, пять дней в неделю. Если вам пока что сложно это сделать, начните с трех десятиминутных разминок в день.

2. Не изолируйте себя от общества

«Общение и откровенные разговоры с другими людьми вполне способны помочь вам исцелиться, так что старайтесь не запускать ваши отношения и не проводить слишком много времени в одиночку».

3. Приведите в баланс свою нервную систему

Это очень важный пункт, так что обратите на него максимальное внимание.

«Неважно, насколько сильно вы нервничаете, насколько сильную тревожность вы ощущаете, или настолько не в своей тарелке вы себя чувствуете — вы должны помнить о том, что ваша нервная система подвластна вашему контролю, и вы вполне можете успокоиться, если зададитесь такой целью».

Вы можете уменьшить уровень возбуждения вашей нервной системы с помощью дыхательных упражнения или медитации. Сделайте 60 глубоких вдохов и выходов, сосредоточив свое внимание на каждом вдохе и каждом выдохе.

4. Следите за своим здоровьем

«Чем крепче здоровье вашего тела, чем выше его способность справляться со стрессом, вызванным психическими травмами».

Врачи рекомендуют выделять на сон не менее 7-9 часов, максимально избегать алкоголя и табака (или других веществ) максимально сбалансировать свою диету и регулярно отдыхать для снижения стресса.

Новое видео: