Богдан Ступка: история любви длиною в жизнь

Богдан ступка: история любви длиною в жизнь

27 августа бессмертному гению театра и кино Украины было бы 75. Богдан Ступка не дожил до собственного юбилея 4 года. Мир до сих пор оплакивает утрату актера, что заслужил любовь и всеобщее признание.

Но больше всех чувствует утрату любимого человека, Лариса Ступка, дама, с которой Богдан Сильвестрович прожил 45 радостных лет.
Не закохуйся в обличчя,
Не закохуйся в вбрання,
А закохуйся в ту душу,
Що потрібна для життя!
в один раз в собственном интервью Ступка заявил, что он играется и живет лишь благодаря собственной жене Ларисе, поддержка и чья любовь сделали его таким, какой он имеется. А позже, смеясь,поведал историю.

Солдат и балеринаОни встретились в далеком 1964-м. Выпускница балетного училища Лариса Корниенко именно лишь переехала из родного Баку во Львов. Возвращаясь в общежитие по окончании очередного спектакля, она с подругой встретила Янивского, знаменитого советского композитора, что был по уши в нее влюблен. Намечалось празднование дня Октябрьской революции, и Янивский внес предложение отпраздновать его с ним.

Девушки с радостью дали согласие.

Спустя несколько дней, 7-го числа Лариса с подругой вышли по окончании очередного спектакля, дабы идти к себе домой, и заметили композитора с втором. Большой, худощавый юный человек и был Богдан Сильвестрович Ступка. Позднее Лариса признавалась, что не смотря на то, что вьющиеся длинные ресницы и волосы юноши ей запомнились, это не была любовь с первого взора.

Она бы ни при каких обстоятельствах не поразмыслила, что новый знакомый станет мужчиной всей ее жизни.

Богдан Сильвестрович тогда служил в армии и не рассчитывал на благосклонность балерины. Все-таки, что такое 4 рубля если сравнивать с толпами богатых ухажеров. Но женщина выбрала как раз его, молодого лишь подающего надежды актера.
Уже через 2 года пара обвенчалась, и Лариса подарила Ступке сына, Остапа, что позднее отправится по стопам отца.

С того времени они были совместно. Ежедневно в течении 45 лет. Совместно перебрались в Киев, совместно прошли годы невезений и учёбы, совместно были на каждом его спектакле: он на сцене, она в зрительном зале.

Лариса Семеновна поддерживала собственного Бодю, как она нежно его именовала, во всем. В государственных назначениях и сложных ролях, в актёрских перипетиях и длительных гастролях. К примеру, на съемках фильма «Тарас Бульба», где Богдан Сильвестрович играется главного храбреца, случился казус с огнем.

Костер, в котором сжигали славного козака, разгорелся посильнее, чем должен был, и Ступка чуть не сгорел заживо. В то время, когда кадр отсняли, актер упал на землю, целовал ее и благодарил. А Лариса Семеновна до сих пор любой раз плачет над данной сценой.

Сама дама закинула собственную карьеру и театр, в то время, когда вышла замуж и всецело посвятила себя сыну и семье. Она создавала домашний уют, подбирала ему платки и галстуки (которых, кстати, у Ступки была коллекция) и ни при каких обстоятельствах не упрекала за это мужа. А Богдан, со своей стороны, был за это ей вечно благодарен.

Богдан Ступка покинул данный мир на 70-м году судьбы. 22 июля 2012 года всю Украину охватила печали и волна горечи. Сердечная недостаточность унесла из судьбы великого актера, что за год до смерти по праву взял звание Героя Украины.

А Лариса Ступка так и не обучилась житьбез него. Она всецело посвящает себя троим любимому сыну и внукам Остапу, что так похож на отца. И верит, что ее любимый Сильвестрович где-то рядом и чувствует его присутствие в стенках его родного театра им.

Франка.
«Не пологаю, что могу сообщить что-то умное. Разве что жизнь мала, мастерство вечно, и творчество измерить не дано. Лишь это не я сообщил»
Уже прошло 4 года. А люди не забывают, скорбят и чтят. И пускай гения уже нет с нами, его неимоверный талант и бессмертная душа живут в фильмах и спектаклях, каковые он нам подарил.

И в словах, каковые близки каждому.

Случайные статьи:

  • Как женщины становятся генеральными директорами: исследование
  • Как эффективно экономить в кризис: 9 советов от человека, заработавшего состояние до 30 лет!

История любви длиною в жизнь: муж умер спустя несколько минут после смерти жены

Подборка похожих статей:

В первой серии четвертого сезона сериала «Во все тяжёлые» имеется сцена, в которой Гус, шеф большого наркокартеля, спускается по лестнице в подземную…

Дорогой господин! Не обращая внимания на то, что ваше хорошее имя знакомо мне только понаслышке, моя плачевная обстановка обязала меня обратиться с…

Это истории простых людей. У них имеется семьи, приятели, любимые занятия. Всех их объединяет то, что они появились с ДЦП, но не только не пали духом, но…

В данной статье мы коротко осветим основные понятия и историю развития фармацевтического маркетинга. Наряду с этим главное внимание будет уделено тем…

Богдан Ступка и Лариса Корниенко: Дорога счастья длиной в 45 лет

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Солдат и балерина

Богдан и Лариса оказались в одной компании на праздновании 7 ноября. Богдану понравилась стройная красивая девушка, но заявить о своей симпатии в тот момент он не решился, да и что бы мог предложить простой солдат успешной балерине? Она пользовалась заслуженным мужским вниманием, вокруг неё было много довольно обеспеченных поклонников. Лариса заметила высокого статного молодого человека, но никаких чувств у неё в тот момент не возникло.

Судьба сталкивала их потом неоднократно. И в какой-то момент оказалось, что у них много общих тем для разговора, у них похожие взгляды на жизнь. Их роман нельзя было назвать стремительным. Они просто общались, дружили и в какой-то момент осознали, насколько трудно им стало обходиться друг без друга.

Семья это ответственность

Не было в предложении Богдана Сильвестровича никаких пафосных поз и красивых слов. Он просто понимал, что эта молодая красивая женщина с точёной фигуркой и умными глазами – его судьба. Предложил ей стать его супругой и повёз знакомиться к маме.

В день первой встречи волновались все. Тем более, что Лариса совершенно не знала украинского языка, а в семье Ступки разговаривали только на родном языке. Но никаких трудностей при общении не возникло. Будущая свекровь щедро делилась с избранницей сына секретами сохранения семьи. Правда, рассказывать их сама Лариса Семёновна отказывается, считая: подобные рецепты индивидуальны для каждой пары.

Счастье длиной в жизнь

За теплоту и любовь Ларисы муж платил ей беспримерной верностью и заботой. Он не давал ей поводов для ревности, несмотря на обилие вокруг красивых женщин и многочисленную армию поклонниц. На возникающие слухи вокруг имени супруга лариса научилась просто не обращать внимания.

Когда шли спектакли с участием Богдана Ступки, она неизменно сидела в зрительном зале. Гордилась мужем и влюблялась в него снова и снова. В молодости, когда они жили во Львове, она посещала и его репетиции. Чтобы помочь составить пластический рисунок роли, балетный опыт Ларисы был очень ценен.

Богдан Сильвестрович считал, что все его успехи, звания, награды – это заслуга Ларисы, его единственной любимой женщины. Они вырастили замечательного сына, который пошёл по стопам отца, радовались появлению внуков и были просто счастливы.

А потом в дом пришла беда. Тревожный звонок прозвучал в тот день, когда на съемках фильма «Однажды в Ростове» Богдан Ступка внезапно потерял сознание. У актёра диагностировали онкологическое заболевание. Они боролись со страшной болезнью долгих два года, но победить её не смогли.

Богдан Сильвестрович ушёл из жизни 22 июля 2012 года. А она до сих пор живёт памятью о своем великом супруге. И верит, что человек жив, пока жива память о нём.

Партнёр Богдана Ступки по фильму «Огнём и Мечом» Александр Домогаров мечтал о крепкой семье , но до сих пор остаётся одиноким путником и живёт в ожидании счастья.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Несостоявшийся развод Богдана Ступки

Вклад величайшего актера современности Богдана Ступки в развитие украинской культуры трудно переоценить. Он обладатель множества украинских и международных премий за вклад в развитие искусства был верен выбранному пути до последнего вздоха. На протяжении всей жизни он отстаивал то, что любил и стремился сделать мир лучше.

Попытка обмануть судьбу

Будущая легенда театра и кино родился в не легкое для всех время. Был 1941 год и по миру шла война. Все военные годы Богдан прожил в небольшом городке рядом со Львовом, а когда ему исполнилось 7 лет, то вместе с родителями переехал в областной центр.

С ранних лет мальчика окружала музыка. Почти все его родственники так или иначе были связаны с искусством. Многие неверно полагают, что видя такой пример у себя перед глазами, Богдан решил посвятить себя творчеству. Все было с точностью наоборот. Парень после окончания хотел получить серьезную профессию и не связывать свою деятельность с искусством. Он решил поступить в Львовский политехнический институт, но не прошел по балам.

Тогда Богдан пошел работать. До того, как стать актером, он перепробовал множество профессий. Парень был учеником в слесарной мастерской, фотографом, конферансье. Также он основал свой джазовый ансамбль под названием «Медикус» и выступал с ним в лучших ресторанах города.

Его выступления нравились зрителям. Часто они приходили в ресторан, чтобы послушать песни в исполнении ансамбля. Тогда-то Богдан понял, что от судьбы не уйдешь и, что творчество это и есть его будущее. До 1961 года Ступка был учеником в театральной студии имени Марии Заньковецкой. После ее окончания был принят в труппу Львовского драматического театра. Там и началась блистательная карьера Богдана Ступки.

Всего в творческой копилке актера насчитывается около 300 ролей в фильмах и сериалах, а также около 150 ролей в театральных постановках.

Богдан Сильвестрович совмещал карьеру артиста и политическую деятельность. Он стремился, чтобы люди больше приобщились к искусству в любых формах. На посту министра культуры он делал все возможное, чтобы люди чаще посещали театры, выставки и концерты. Он всегда беспокоился за духовное здоровье нации.

Любовь и верность

Богдан Сильвестрович всю жизнь был верен не только своей профессии, но и своей любимой жене. Несмотря на то, что на протяжении всей жизни актера окружали красивые женщины, он и мысли не допускал об измене и расставании со своей Ларисой.

Богдан Ступка и Лариса Корниенко

Читайте также  Кто получил Пулитцеровскую премию в 2017 году: подземная дорога и борьба против рабства

Первая встреча Богдана и Ларисы произошла во Львове. Он обычный солдат, а она — балерина, выпускница хореографического училища Баку. Они оказались вместе на праздновании 7 ноября в компании коллег театра имени Заньковецкой. Девушка сразу понравилась Богдану. Утонченные черты лица, хрупкая фигура, такую красавицу хотелось оберегать от всех неприятностей. Но парень понимал, что обычный солдат не может предложить многого успешной балерине.

Лариса тоже обратила внимание на парня. Но тогда он не вызвал у нее абсолютно никакой симпатии. Более того, будущая жена Богдана Ступки была не лишена мужского внимания. Вокруг нее постоянно крутились перспективные актеры театра.

Но Ларисе и Богдану было суждено быть вместе. Судьба ни раз сводила их на различных мероприятиях и на репетициях в театре. Вначале молодые люди просто общались. Никто из них даже и не думал о романтических отношениях. Но постепенно Лариса и Богдан поняли, что у них много общего, а еще через некоторое время осознали, что не могут жить друг без друга.

Ответственность за семью

Когда было понятно, что отношения между Ларисой и Богданом это не просто увлечение, а серьезное чувство, парень не стал медлить с предложением. Он не стал готовить каких-то заученных фраз и становиться на одно колено. Богдан прямо и просто спросил Ларису хочет ли она стать его женой. Когда она ответила согласием, то повез ее знакомить со своей матерью.

Это была волнительная встреча. Девушка переживала, как ее оценит мать избранника. Еще больше она переживала, что совсем не знала украинского языка, а в семье Богдана общались исключительно на нем. Но встреча прошла прекрасно. Ларису тепло приняли в семью и, спустя некоторое время, она совсем не испытывала дискомфорта в общении.

Свадьба Ларисы и Богдана Ступки состоялась в 1967 году. Через год супруги стали счастливыми родителями. У них родился сын, которого они назвали Остапом. Тогда в семье начались непростые времена. Лариса полностью посвятила себя семье, а Богдан только делал первые шаги в своей творческой карьере. Жена Богдана Ступки вспоминает, что финансово было очень тяжело. Нужно было как-то накормить сына и самим не умереть с голоду. В один момент ей надоела такая жизнь и она подала на развод.

Естественно, супругов не развели сразу. По закону им был дан месяц на раздумье. В этот месяц они много думали о том, как жить дальше. Будут они порознь или вместе. Мыслей было много, но одной из главной было то, что они не смогут жить друг без друга. Именно с этой мыслью они прожили вместе 45 лет.

Все свои награды Богдан Сильвестрович посвящал своей супруге. Он знал, что если бы не ее терпение и вера, то он не достиг таких высот в карьере. Вместе супруги прошли многое. И это научило их терпению и житейской мудрости. Вместе они вырастили сына и дождались внуков. А главное — супруги были бесконечно счастливы.

Богдан Ступка: Жена Лариса — мое самое большое достижение

Богдан Ступка, можно сказать, национальное достояние двух стран – Украины и России.

Богдан Ступка, можно сказать, национальное достояние двух стран – Украины и России. В свои 68 лет он феноменально востребован. Только за последний год с триумфом прошли фильмы «Тарас Бульба» Владимира Бортко, «Сердце на ладони» Кшиштофа Занусси, спектакль «Легенда о Фаусте» в Театре драмы, где Богдан Сильвестрович уже восемь лет служит художественным руководителем. Недавно закончил сниматься в картине Отара Иоселиани «Шантрапа» и опять засобирался на очередные съемки в Москву. Но залогом своего счастья актер считает семью, где сын Остап и внук Дмитрий уже создали актерскую династию Ступок.

Мы беседуем в кабинете Богдана Сильвестровича, где все стены увешаны картинами и фотографиями, а в шкафу – около десятка наградных статуэток. Но если собрать все призы вместе, то можно легко выложить дорожку по всему Крещатику.

Ульянова удивила моя худоба

– Богдан Сильвестрович, вы практически постоянно снимаетесь в каком-нибудь российском фильме. А как попали в самый первый?

– Михаил Ульянов увидел меня в роли Ореста в картине «Белая птица с черной отметиной» и пригласил сыграть Валерия в свой режиссерский дебют «Самый последний день». До этого мы ни разу не встречались. Когда он вошел в комнату, то, увидев меня – худенького и не очень высокого, был удивлен: «Это вы?» Ведь в картине я выглядел намного крупнее. Я в ответ: «А это вы?» Так мы и познакомились. Работали слаженно, но после премьеры Ульянов очень разочаровался в ленте и сказал, что больше снимать не будет: мол, не хочет пополнять ряды плохих режиссеров. Хотя мне эта картина очень понравилась, она имела успех и у зрителей. Но слова Ульянова так запали в душу, что я, будучи художественным руководителем театра, так ни разу и не осмелился сам поставить спектакль – приглашал только профессионалов.

Тарас Бульба и державная идея

– Проблема профессионалов затронула и картину «Тарас Бульба». У нас столько говорили о том, что повесть Гоголя нужно экранизировать, а теперь возмущаются, что это сделал экс-киевлянин Бортко, но уже для россиян. Что вы об этом думаете?

– У меня нет ощущения, что кто-то вмешивается в нашу кинематографию. И потом: кто мешает Украине создавать фильмы?

Я считаю, что Украина должна «Тараса Бульбу» купить и перевести на украинский язык и только после этого показать гражданам. Родной язык сделает фильм своим и снимет все политические спекуляции. История тех времен тоже не была столь однозначной. Когда читал первый вариант повести «Тарас Бульба» (1835 г., сборник «Миргород»), нашел там объяснение: «свитка – верхняя одежда южных малороссиян». А во второй редакции – 1851 года – уже было, что «свитка – верхняя одежда южных россиян». За пятнадцать лет всё переменилось. И это меня чрезвычайно удивило, даже больше, чем тот факт, что в первом варианте повести Тараса Бульбу не сжигают, как во втором. Ведь этой маленькой поправкой украинцев лишили аутентичности. Имперская традиция существовала и в Речи Посполитой, где наши земли именовались Малой Польской. Даже сейчас мои знакомые в Варшаве говорят, что Львов – малопольский. А для северного соседа мы стали малороссами. И сразу же у нас родился комплекс «меншовартости»: одни – великие, другие – малые. Так что вопросы, поднятые в «Тарасе Бульбе», до сих пор актуальны. Думаю, Гоголь в повести многое закодировал, у нас его невнимательно читали. Говорит же Бульба, что у нас будет свой «руськой цар».

– Вы считаете, что Гоголь намекал на украинскую державную идею?

Некоторые политики хуже проституток

– Зачем же тогда во втором варианте повести он умертвил главного героя?

— Чтобы показать, как враги устрашали народ. К тому же ему как художнику нужно было разнообразить события. Поэтому одних казаков расстреливают, Остапа подвешивают на крюк, а Тараса сжигают. Бортко прекрасно рассказывает: для казаков самое важное – воинская доблесть, как и для самураев. В прежние времена каждый настоящий мужчина должен был быть истинным защитником родины. А посмотрите, что сейчас происходит. В политике – ужас! На черное говорят белое, на белое – черное. Аморальные люди на коне! Что они несут с экрана телевизора… Включаешь и видишь не державных мужей, а проституирующих шоуменов. Даже удивительно, что это наше общество, что подобное может существовать. Значит, все это было ранее заложено, а теперь взорвалось, как гнойный нарыв, и разлилось по Украине. Знаете, я склонен больше уважать проститутку, которая зарабатывает своим телом на кусок хлеба, чем политиков, торгующих убежде-ниями.

Иногда шедевр возникает из сопли

– Может, поэтому еще в 1983 году так убедительно сыграли Керенского в картине «Красные колокола». Сергей Бондарчук сразу вас назначил на эту роль?

– Нет. Меня ему рекомендовали ассистенты. Он только спросил: «А что он играет?» – «Мыколу в «Украденном счастье». – «Посмотрим». А на «Мосфильме» тогда была доска, где крепились кнопками фото претендентов на роли. Мою карточку тут же кто-то снял, но ассистентка прикнопила новую – тот же результат, и уже потом она взяла стул и зацепила фото так высоко, чтобы его нельзя было достать! Бондарчук меня все-таки отобрал и попросил сыграть выступление Керенского на трибуне Государственной думы. Я самостоятельно подготовил монолог и показал режиссеру. Он меня отозвал в коридор, угостил сигаретой «Мальборо», которая в 1982 году была редкостью. Стоим мы, курим, и тут Сергей Федорович говорит: «Неинтересно, Богдан, все это уже было. Нужно себя отпустить подсознательно. Понимаешь?» Так мы поговорили, вышли к киногруппе, где Бондарчук уселся около кино-оператора Юсова. И такая тишина воцарилась в зале… Режиссер спросил: «Ну как, уже можно?» И когда раздалась команда «Мотор!», я вдруг почувствовал, как этот монолог из меня словно полился. Сложность была в том, что текст и пластика противоречили друг другу, но в том была изю­минка образа. И вдруг в самый ответственный момент у меня на носу появился пузырь из сопли. Я подумал: «Нужно сказать «стоп», так как не может быть ничего подобного у премьер-министра России!» Но не решился, а просто вытер нос рукой, не выходя из образа, и дальше пошел по тексту: «Эти группки, эти партии…» – и закончил! Бондарчук с Юсовым стали что-то разглядывать в камере. А затем Сергей Федорович повернулся ко мне довольный и показал рукой: мол, классно, еще и с присыпкой! Когда я позже приехал на озвучивание этой сцены, то сколько раз ни пытался ее повторить, не получалось. Так что в фильме остался только синхронный текст со съемки. А Бондарчук вручил мне сосательный леденец и сказал: «Когда я учился у Максимова и хорошо играл отрицательную роль, то он тоже давал мне леденец». (смеется.)

Ради чего кормить комаров на болоте?

– А что вас побуждало с самого начала карьеры соглашаться на отрицательные роли, ведь в СССР такие исполнители не могли рассчитывать на признание властей?

– Потому что в советское время все негативные персонажи были в действительности позитивными, а позитивные – просто извергами. А когда я сыграл Мыколу Задорожного в спектакле «Украденное счастье», то мой герой оказался таким божьим одуванчиком, что восстановил баланс. И я понял: в действительности никто толком не знает, что такое хороший или плохой герой.

– А роль академика Лысенко в «Николае Вавилове»?

– Она мне очень дорога. Когда я приехал на кинопробы к Александру Прошкину, он дал мне почитать сценарий фильма и попросил все тексты Лысенко произносить своими словами. Я стал так выпендриваться, что Прошкин сдался: «Будете сниматься!» Меня покрасили в рыжий цвет – пришлось даже в Киеве на сцене так играть. Прошкин со временем стал изнемогать: «Богдан! Не репетируй постоянно. Ты так строишь из себя Лысенко, что потом войдешь в кадр – и у тебя ничего не получится». А я даже после работы ходил, как Лысенко – с деревянным чемоданчиком, в драповом пальто и кепке. Как-то даже сел на забор около Сельхоз-академии, положил перед собой кепочку, и мне туда набросали два рубля мелочью. По тем временам большие деньги: еще рубль – и бутылка водки! (Смеется.)

Читайте также  Обнародовали вырезанную романтическую сцену между Джокером и Харли Квин

– А это правда, что роль Старика в «Своих» была написана для Евгения Матвеева, но он внезапно умер и поэтому пригласили вас?

– Этого мне никто не говорил, но вполне вероятно. Мой герой – полицай, работает на немцев. Но его нельзя назвать предателем. Тогда впервые в кинематографе было показано, кто истинный патриот, а кто нет. Роль давалась сложно. Снимали в болотах под Псковом – комары, грязь. Единственная радость, что ползал в торфянике в компании с Гармашом, Хабенским и Федором Бондарчуком. Сначала, когда снимали только бои в болоте, я стоял с винчестером и думал: «Нужно смываться из этого кино. Мне уже 63 года, а кормлю комаров на болоте, в лесу». Но вдруг Дмитрий Месхиев приступил к съемкам финальной сцены – там, где мой герой хотел пристрелить чекиста, а затем приказал сыну: «Иди, сынок, Родину защищать!» Это была первая психологическая сцена за всю неделю работы. Месхиев сказал: «Давайте посмотрим на мониторчике, как сыграл наш Старик» – и оценил: «Хорошо сыграно! Давайте поаплодируем артисту». Так я остался. Если бы не это – уехал бы! А затем вышел потрясающий фильм, и я получил приз Московского кинофестиваля за лучшую мужскую роль и еще «Нику». Тогда мне вообще повезло. Ведь параллельно со «Своими» я еще снимался в «Водителе для Веры». Летал из Симферополя в Москву, а затем поездом в Псков.

– Что же вас заставляло так над собой издеваться?

– Потрясающие роли и режиссеры – Павел Чухрай и Дмитрий Месхиев. Вдруг на старости лет такая светлая полоса! Кто же это упустит?

– Вы в «Водителе для Веры» играли отца героини Алены Бабенко, тогда дебютантки в кино. Приходилось помогать молодым и необразованным?

– Для этих целей есть режиссер. Тем более что на съемках у нас не было особенного контакта, потому что у молодежи свои прихоти. Но вот когда фильм уже вышел, то наши отношения стали просто родственными. Помню, на Рождество мы с женой приехали во Львов погулять в Старом городе и вдруг видим – из церкви выходит Алена Бабенко. Она тоже приехала во Львов, потому что там праздники отмечаются традиционно. Очень радостная получилась встреча!

«А ты молодец, Ступочка!»

– Когда вы едете к Кшиштофу Занусси или Ежи Гофману, то там позиционируете себя как мэтра кино?

– У меня этого качества нет вообще. В последней картине Иосе­лиани «Шантрапа» я играю небольшую роль. Мы с режиссером познакомились в процессе репетиций. Отар ко мне подошел, обнял и сказал: «Родственная душа! Я тебя так боялся, думал: приедет какая-то звезда и начнет качать права. А ты молодец, Ступочка!» И все время повторял: «Ты такой смешной!» Во мне нет фанаберии, потому что эта болезнь посещает только посредственных актеров.

– На Римском кинофестивале вы получили статуэтку Марка Аврелия как лучший киноактер. Неужели не мелькнула мысль: «Какой я молодец»?

– Боже упаси! Хотя было очень приятно. Для меня каждая новая роль – это как белый лист бумаги для писателя. У нас такая профессия, что нужно все время доказывать, что ты не верблюд. Один провал – и всё!

– Актеры, чтобы создать образ, наблюдают судьбы других людей?

– Кто как. Бертольт Брехт писал, что перед тем, как освоить актерское мастерство, нужно научиться человеческому наблюдению. Когда я играл дядю Ваню – приехал к маме. Мне тогда было 37 лет. Мама накрыла стол и вдруг стала плакать: «Я должна была быть великой актрисой, но кухня и быт меня заели. А я в 18 лет играла маму Маруси Богуславки!» И она прочитала весь монолог наизусть. А отец стал ее успокаивать: «Мария, может, ты меня любила больше, чем сцену?» «Да, вот через эту глупую любовь и стала кухаркой!» – не унималась она. А я просто прозрел: увидел в маме моего дядю Ваню. Войницкий в пьесе Чехова говорит: «Из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский, пропала жизнь!» Вот так благодаря маме я понял суть этой роли.

– Россия считает вас своим актером, вот недавно вам вручили премию «Триумф». А кем вы себя считаете?

– Я украинский актер, который снимается в русских фильмах. И за это очень благодарен. У меня много русских друзей. Так же и в Польше, потому что там тоже говорят: «Богдан! Ты наш!» И я отвечаю, что я украинский актер, который снимается в польском кино.

Не остался в Москве из-за мнительности

– Но ведь у вас был рывок в Москву, когда вы приняли предложение перейти в Театр Моссовета.

– Да, у меня тогда сложились неблагоприятные обстоятельства в Украине, и я решил переехать в Москву. Уже обо всем договорился с руководством театра, посоветовался с женой. Но тут взял почитать книжку об актере Романове из киевского театра имени Леси Украинки. Он тоже перешел в Театр Моссовета, готовил роль в спектакле «Милый лжец», жил в гостинице, читал пьесу и умер! А я человек мнительный. Испугался и поехал назад! И не жалею, потому что для человека искусства очень важны корни.

– Ваше самое большое достижение в жизни?

– Моя жена Лариса. Мне с ней очень повезло, ведь актерские семьи редко бывают крепкими. Лариса ради меня и сына оставила карьеру балерины и полностью посвятила себя семье. Она родилась в Баку, закончила хореографическое училище, потом приехала на работу во Львовский оперный театр, где пели на сцене мой отец и дядя. Там мы и познакомились. Я тогда служил в армии, но это не помешало ей предпочесть меня более обеспеченным ухажерам. Если бы не Лариса, моя актерская судьба могла бы сложиться совсем по-другому.

Богдан Ступка

Биография

Богдан Ступка — выдающийся театральный и киноактер, обладатель многочисленных званий и премий за вклад в развитие искусства, до самых последних дней своей жизни преданный ему. Творческая биография Богдана Ступки насчитывает около ста тридцати фильмов и сериалов и полусотни ролей в театре, которые неизменно пользовались огромным успехом у зрителей. И все это благодаря уникальному мастерству и его потрясающей способности пропускать своих персонажей через себя, как сквозь сито.

Ступка Богдан Сильвестрович появился на свет в начале Великой Отечественной войны неподалеку от Львова. Через несколько лет после ее окончания, когда мальчику было семь лет, семья переехала во Львов, в этом городе прошли детство и юность великого актера.

Богдан Ступка в молодости

Богдан рос, окруженный музыкой: его отец был хористом Львовского оперного театра, там же солировал дядя, а тетя работала концертмейстером. Поначалу Ступка не хотел связывать свою жизнь с искусством, решив поступить в политехнический институт. Но удача не улыбнулась выпускнику, он не прошел конкурс.

Прежде чем прийти к актерству, Богдан Ступка сменил несколько профессий: в молодости он трудился учеником в слесарной мастерской при вузе, делал снимки в студенческой обсерватории и работал конферансье в молодежном джазовом ансамбле «Медикус». Выступления Ступки пользовались бешеной популярностью у публики, и, в конце концов, молодой львовянин понял, что пора начинать серьезно развиваться в актерском направлении.

Богдан Ступка в молодости

Богдан Ступка поступил в драматическую студию при театре имени Марии Заньковецкой и окончил ее в 1961 году. После он остался в труппе театра, где проработал семнадцать лет. В 1963 году артиста призвали в армию, и он на протяжении трех лет совмещал службу с профессиональной деятельностью в Ансамбле песни и пляски Прикарпатского военного округа. В 1967 году в жизни Богдана Сильвестровича произошло сразу два радостных события: он был принят в Союз театральных деятелей Украины и связал себя узами брака.

В 1978 году Ступка переехал в Киев, где начал играть в Киевском академическом театре украинской драмы. Параллельно мужчина приступил к основательному изучению теоретических основ ремесла, и в 1984 году получил диплом театроведа Киевского театрального института имени Карпенко-Карого.

Фильмы

Кинодебютом Богдана Ступки стала небольшая роль в историко-революционной четырехсерийной кинокартине «Мир хижинам — война дворцам». Но поистине широкую известность артисту принесла драма «Белая птица с черной отметиной», где он сыграл непростую роль Ореста Звонаря. Затем через год Ступка появился в драме «Самый последний день», режиссерском кинодебюте своего коллеги по актерскому цеху Михаила Ульянова. Сам Ульянов счел свой первый опыт крайне неудачным и больше не возвращался к режиссуре — это решение произвело на Богдана Сильвестровича настолько сильное впечатление, что Ступка за всю свою актерскую карьеру ни разу не предпринял попытки занять режиссерское кресло, опасаясь разочарования.

Богдан Ступка в спектакле «Тевье-Тевель»

В 1999 году Богдан Ступка снялся в эпохальной исторической драме «Огнем и Мечом» польского кинорежиссера Ежи Гофмана, где великолепно исполнил роль украинского гетмана Богдана Хмельницкого. Вообще, если говорить про типажные роли, то Богдан Сильвестрович успел «примерить на себя» роли практически всех известных украинских гетманов: от реально существующих (Иван Брюховецкий, Иван Мазепа) до вымышленных персонажей (Тарас Бульба).

Плодотворная театральная и кинематографическая деятельность, его многочисленные награды и всенародное признание не остались незамеченными, и в 1999 году Богдан Ступка получил должность министра культуры и искусств Украины. На этом посту Богдан Сильвестрович прослужил всего два года, позже отказавшись от него ради более близкой ему должности художественного руководителя театра имени Ивана Франко, ставшего ему за прошедшие годы вторым домом.

Богдан Ступка

За то время, пока Ступка был министром, было сделано немало положительных изменений. В частности, он распорядился, чтобы в случае наличия свободных мест в зале на спектакль пускали студентов и пенсионеров бесплатно. К сожалению, с его уходом с поста эта практика была отменена.

В 2004 году вышло сразу два кассовых фильма с участием артиста. Драматическая кинолента «Водитель для Веры» режиссера Павла Чухрая был награжден «Золотой розой» — главным призом фестиваля «Кинотавр». Военная драма «Свои», снятая Дмитрием Месхиевым, принесла Богдану Ступке кинонаграды «Серебряный Георгий» и «Золотой Овен». Тогда же артист был номинирован на премию Европейской киноакадемии, но в том году ее взял испанец Хавьер Бардем.

Читайте также  10 романов о произведениях искусства

Богдан Ступка в фильме «Свои»

В 2006 году Ступка снялся в художественном 4-серийном фильме «Три полуграции». Драматическая картина рассказывает историю трех подруг и их отношений в конце прошлого тысячелетия. Главные роли исполнили Алена Хмельницкая, Дарья Дроздовска и Евгения Дмитриева. Из кадров этого фильма поклонники сделали клип на песню Леонида Русанова «Слишком поздняя любовь» о романтических отношениях персонажей Хмельницкой и Ступки. Короткое видео о пожилом мужчине и молоденькой девушке стало очень популярно не только среди поклонников творчества актеров, на различных форумах оно породило множество споров о любви и возрасте.

Спустя два года роль в фильме режиссера Киры Муратовой «Два в одном» позволила кинокритикам поставить Ступку в один ряд с такими всемирными знаменитостями как Хопкинс, Пачино и Де Ниро. Картина была показана на Берлинском кинофестивале. В фильме снялись и другие звезды кинематографа: Рената Литвинова, Александр Баширов, Наталья Бузько, Жан Даниэль. Производство фильма было тяжелым. Он задумывался как совместный русско-украинский проект, но произошедший в это время конфликт между странами отрезал съемочную группу от российского финансирования.

Кроме того, по случайному стечению обстоятельств, сначала Рената Литвинова сломала руку, а потом Богдан Ступка получил сильный вывих. Съемки отложили на полтора месяца, и фильм не успел на международный фестиваль «Молодость».

Богдан Ступка

Богдан Ступка исполнил главную роль в драме «Озарение», вышедшей в 2009 году. Он сыграл загадочного умирающего Старика, чье появление переворачивает с ног на голову выверенную жизнь преуспевающего психотерапевта в исполнении Ирины Розановой и заставляет женщину переосмыслить свои ценности и свое прошлое.

Богдан Сильвестрович за свою жизнь сыграл множество разноплановых ролей на сцене Львовского театра Марии Заньковецкой и Киевского театра украинской драмы, сотрудничал со скандальным режиссером Андреем Жолдаком на подмостках Киевского академического Молодого театра, играл в антрепризных спектаклях.

Самыми запоминающимися работами можно назвать спектакли «Тевье-Тевель», «Бред вдвоем», «Сны по Кобзарю», «Лев и львица» и «Старосветская любовь».

Болезнь и смерть

В феврале 2012 года в прессе появились сообщения о том, Богдан Ступка серьезно болен. Первые признаки этой болезни появились двумя годами раньше, когда во время съемок сериала «Однажды в Ростове» Ступка потерял сознание. Обследование показало злокачественную опухоль. На протяжении двух лет актер мужественно боролся с болезнью, перенеся несколько операций в немецкой клинике.

Богдан Ступка

Несмотря на страшный недуг, Богдан Ступка продолжал работать. В последние годы жизни Богдан Ступка продолжал плодотворно работать и сниматься. Он получил три «Золотых орла»: два за главную роль в историческом фильме «Тарас Бульба» и за второстепенную роль в драматической киноленте «Дом» режиссера Олега Погодина. За год до смерти артист получил звание Народного героя Украины. Свой последний «Золотой орел» за роль в фильме «Дом» актер получил, уже зная свой диагноз. Он не мыслил жизни без сцены и работал, пока ему позволяли силы. Но свои последние дни актер провел в кругу семьи.

Прощание с Богданом Ступкой

В ночь с 21 на 22 июля, не дожив всего лишь месяц до своего 71-летия, великий драматический актер Богдан Ступка скончался в специализированной клинике Феофании. Причиной смерти актера стала сердечная недостаточность. В последний путь артиста провожали тысячи преданных поклонников его многолетнего творчества. Желающих отдать последнюю дань уважения актеру оказалось настолько много, что на похоронах образовалась огромная очередь, и дело грозило давкой и дракой, когда люди понимали, что могут не успеть попасть к гробу до конца церемонии.

Могила Богдана Ступки находится на Байковом кладбище в Киеве.

Могила Богдана Ступки

За годы своей творческой деятельности Богдан Ступка был награжден многочисленными наградами, также выражали признание выдающемуся артисту и в странах СНГ, и за рубежом. Незадолго до распада СССР ему присвоили звание Народного артиста, актер был трижды удостоен знаменитой «Киевской пекторали», а также в разные годы пристален к ряду орденов: «За заслуги», Ордену Почета, Ордену Дружбы, а также к Ордену Ярослава Мудрого (дважды).

Богдан Сильвестрович был Почетным гражданином Киева, а также состоял в нескольких академиях: украинской Академии искусств, Российской киноакадемии «Ника», а также Европейской киноакадемии. Кроме того, Ступка возглавлял Киевский международный кинофестиваль.

Личная жизнь

Актер был женат на Ларисе Корниенко, выпускнице хореографического училища в Баку. В браке супруги прожили сорок пять лет, немного не дожив до «золотой свадьбы». Жена оставалась с Богданом до самой его смерти.

Богдан Ступка с женой

Сын Богдана Сильвестровича Остап Ступка пошел по стопам отца, старший внук Дмитрий также продолжил семейную театральную династию. Остап и Дмитрий Ступка играют в театре имени Ивана Франко, которым много лет руководил их отец и дед.

Умереть в один день с мамой. О чём мечтал и во что верил Богдан Ступка

Он исполнил более 100 ролей в кино, около 50 — на театральной сцене, завоевал 15 престижных наград: «Хрустальная Турандот», «Ника», стал трижды лауреатом «Золотого витязя».

Сам знаменитый артист рассказывал в интервью, что мечтал об актёрской профессии с юных лет. Детство его прошло за кулисами оперного театра, где отец пел в хоре. Наслушавшись опер, Богдан приходил домой и пытался их воспроизвести. Но вскоре соседи не выдержали его арий и попросили отца урезонить сына, чтоб «не выл».

В 14 лет, когда из Москвы приехал на гастроли Театр имени Станиславского, у Богдана Ступки был дебют: в массовке спектакля «Дни Турбиных». Первому гонорару парень был очень рад, потому что с деньгами в семье было туго: отцу платили немного, а мать Богдана всю жизнь была домохозяйкой.

Любовь живёт 44 года

Первоначально Богдан поступал в Политехнический институт, но провалил экзамены. Пришлось трудиться — сначала Ступка был учеником слесаря, потом работал фотографом в астрономической лаборатории. Дальше — вёл вечера джазового ансамбля «Медикус». В 1961 году Богдан закончил студию при Львовском украинском драматическом театре им. М. К. Заньковецкой. С 1961 по 1978 годы именно на этой сценической площадке в Театре им. М. К. Заньковецкой он работал актёром. Параллельно с работой в театре Ступка два года отучился на заочном отделении филфака Львовского университета им. Ивана Франко, отслужил в армии, куда его призвали в 1963 году. Кстати, служба будущей звезде советского кино нравилась — армейские будни проходили в Ансамбле песни и пляски в Прикарпатье. Богдан Ступка читал стихи, а также продолжил осваивать профессию конферансье…

Вот таким был путь к славе у народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР — отнюдь нелёгким. А вот в любви артисту повезло сразу. Он был женат всю жизнь на одной женщине. В 1967 году Богдан Ступка женился на Ларисе Корниенко, вместе они прожили 44 года.

Лариса ради мужа и сына оставила карьеру балерины в Львовском оперном театре и посвятила себя дому и семье. Как говорил сам Богдан Ступка, Лариса Семёновна стала его тылом, «если бы не Лариса, моя актёрская судьба могла бы сложиться совсем по-другому». А карьера его складывалась действительно невероятно успешно — Ступка стал мировой звездой, играл и в СССР, и за рубежом у лучших режиссёров.

Рядом с Хавьером Бардемом

В творчестве Богдану Ступке были подвластны абсолютно разные образы. Его дебютом в кино стала картина «Белая птица с чёрной отметиной». Ступка сыграл украинского националиста Ореста и очень убедительно смог показать сложность человеческой натуры. Фильм был удостоен главной награды VII Московского кинофестиваля.

В военной драме «Свои» Богдан Ступка исполнил старика Блинова. После этого в 2004 году Европейская киноакадемия выдвинула артиста на главную премию. Но тогда его обошёл испанский актёр Хавьер Бардем.

Но, конечно, всемирную славу Ступке принесла картина польского легендарного режиссёра Кшиштофа Занусси «Сердце на ладони»…

В российский кинематограф Богдану Ступке помог попасть Михаил Ульянов, который снял его в своей ленте-дебюте «Самый последний день». Безусловно, среди персонажей, воплощённых актёром, невероятно ярким был Тарас Бульба в одноимённой картине Бортко. Эта роль, кстати, принесла Ступке предпоследнего «Золотого орла».

Но, к сожалению, взаимопонимание между украинскими и российскими коллегами в кино было сильно подорвано с развалом Союза.

«Я никогда об этом раньше не говорил публично, но пришло время, — говорит известный актёр, режиссёр, президент Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь». — Советский украинский актёр Богдан Ступка был великий артист, которого мы на «Золотом Витязе» одним из первых наградили медалью. Но… Проходит время. Богдан в то время был министром культуры Украины. Мы встретились в Большом театре на каком-то спектакле. Обнялись, поцеловались по-братски, перебросились парой фраз, и вдруг мне он говорит: «Так мы два разных народа». Я опешил: «Богдан, ты что, охренел?! Кто два разных народа? Ты и я? Мой предок — запорожский казак, твои тоже рядом родились… Кто два разных народа?!» Ответа не было, он замялся…»

К сожалению, старой дружбе советских мэтров так и не суждено было восстановиться. Но Ступка активно продолжал работать в российском кинематографе.

Через 5 лет после мамы

В 2010 году Богдан Ступка потерял сознание, это произошло на съёмочной площадке сериала «Однажды в Ростове»… В 2011 году была операция в Германии. Но вылечиться так и не удалось. 22 июля 2012 года в Киеве в больнице «Феофания» Богдан Ступка после долгой болезни скончался. Причиной стала острая сердечная недостаточность, спровоцированная последней стадией рака мочевого пузыря.

23 июля Легенду отпевали всю ночь в церкви Святого Николая Мирликийского. 24 июля с ним попрощались друзья и коллеги — гроб стоял на на сцене Театра им. Ивана Франко.

Кстати, в нескольких интервью Богдан Ступка говорил, что хотел бы уйти из жизни в тот же самый день, что и его мама Мария Григорьевна. Мать знаменитого артиста скончалась в ночь с 23 на 24 июля за 5 лет до любимого сына.