Как правильно наказывать детей: вредные советы

Как правильно наказывать детей: вредные советы

Как бы мы не любили и не обожали свое дитя, его все равно приходится наказывать. Ребенок — не робот, на хорошие поступки его не запрограммируешь. Делая шалости, малыш также развивается. Но не наказывая шалуна, мы можем вырастить эгоиста или слишком ранимого человека, который будет обижаться на все.

Но наказывать — не значит только ругать и бить. Если наказывать правильно, ребенок вырастет гармоничной личностью и сможет преодолевать жизненные трудности с легкостью.

Психологи рекомендуют много способов наказания непосед. Вот несколько из них, которые пригодятся молодым мамам, и которые не так сложно выполнять. Стоить помнить также важную вещь — не все, что подходит Коле, так же хорошо и Оле. То есть, несомненно, надо прибегать к индивидуальному подходу к своему малышу.

1. Повышаем голос

Повышать голос ни в коем случае не значит орать без толку целыми днями. Дети привыкают к крику. Возьмите за правило повышать голос на ребенка только в экстренных ситуациях. Например, если он вот-вот сделает что-то опасное для жизни.

2. «Отбираем конфету»

Это, конечно же, образно. Наказание в виде лишения чего-то часто применяют многие родители. Во многих американских фильмах детей лишают телевизора. Это действенный метод. А что делать, если у вас один телевизор на всю семью? Вся семья лишается просмотров не только мультиков, но и новостей с сериалами. Вот и чудесно! Будет время скоротать вечер за настольными играми или книгой, сплотиться, поговорить, а ребенок точно поймет, что натворил неприятностей.

3. Ставим в угол

Старый добрый «угловой метод» до сих пор действует. Но ставя ребенка в угол, стоит помнить, что наказание должно соответствовать возрасту малыша. Если ребенку три года, наказание не должно длиться больше трех минут. Если малыш привыкает к сидению на стуле или к углу, и это для него уже не страшно, надо менять способ наказания.

4. Рассказываем «страшные истории»

Это надо делать, конечно, ориентируясь на возраст малыша. Если двулетний ребенок не понимает, что на дорогу выходить опасно, то пятилетнему можно объяснить последствия такого поступка, рассказав о том, что может сбить машина и будет не просто больно. Но надо «пугать» детей реальными историями. Например, что незнакомая собака может укусить, кипяток обжечь, а не тем, что придет страшный Бармалей и унесет в далекие края.

5. Игнорируем плохое поведение

Надо помнить важную вещь — мы игнорируем не ребенка, а его плохое поведение. Если малыш устроил истерику, игнорируя его, мама дает понять, что такое поведение ей неприемлемо, и она не хочет с ним играть. Но как только истерика прекращается, надо уделять внимание ребенку. Метод игнорирования подходит для старших детей.

Семилетняя дочь моей подруги никак не могла оторваться от кукол, когда ее просили убрать комнату. «Мам, ну еще чуть-чуть, уже иду, уже делаю», — только и слышала в ответ Оксана. Прошел день, ее дочь захотела любимого какао. Оксана как раз присела за целый день суеты. Малышка попросили свой напиток, а моя подруга отвечала теми же словами: «Уже иду, вот-вот, уже делаю, бегу-бегу…», — при этом не отрываясь от дивана. Через несколько минут ее дочь подошла и сказала: «Мама, я больше так не буду. Я буду все сразу делать, а не обещать».

6. Наказываем сразу

Если ребенок сделал что-то плохое, надо наказать его сразу, а не ждать вечера, придумывая какой-то новый способ. За день ребенок может просто забыть, что он натворил. К тому же, это может стать намного обиднее, чем расплата за свое поведение сразу.

7. Понимаю свою вину

Это одно из главных правил наказания. Ребенок не знает правил поведения с рождения. Ему надо объяснять, как себя вести. Даже маленьким детям надо сначала рассказать, почему это нельзя или опасно. Думаете, они не понимают? Может, понимают и не всё, но что-то точно в памяти останется. Своего двухлетнего малыша я приучила к тому, что с газовой плитой играть нельзя, и с розетками тоже, без криков и побоев, просто много раз повторяла, что не стоит этого делать.

Очень важно, чтобы ребенок понимал, за что его наказывают. Тогда это не вызывает обид. Если малыш что-то сделал неосознанно, лучше терпеливо объяснить, что он сделал не так, а не просто «впадать в нервы».

8. «Давим на жалость»

Этот метод подходит для старших детей. Трехлетнему малышу все равно, сколько его мама работает или как сложно было достать эту вещь. А вот с подростками этот метод действует.

Одна из моих подруг выросла в многодетной семье. С детства они видели, как много работают их родители, чтобы обеспечить семью. И у одного ребенка фантазии хватает на всякие проступки, а что говорить, если растет пятеро сорванцов. Но мама никогда не била и не ругала детей. Она просто садилась напротив и спрашивала, не стыдно ли им за такое поведение. И было ужасно стыдно. Подруга всегда говорит, что если бы родители просто кричали на них, вина была бы не так ощутима.

9. Исправление ошибок

Ребенка можно наказать и тем, что он исправит ошибки, которые натворил. Если играя дети разлили воду, рассыпали муку или разбросали все вещи, не мама, папа или бабушка должны мчатся наводить порядок. Но не стоит наказывать детей домашними делами. Поручить помыть посуду, сходить в магазин или помочь печь кекс должно стать наградой для ребенка.

10. Так бить или не бить?

О физическом наказании ребенка спорит много специалистов. Кто-то категорически против. Во многих странах бить детей законодательно запрещено. Но знаменитый метод кнута применяют во многих семьях. Как по мне, ребенка шлепнуть можно, но только в экстренных случаях. Например, малыш делает вещи, опасные для жизни, и никакие объяснения не помогают. Тогда можно и ударить, но не сильно, конечно же. У ребенка должен сработать рефлекс — будет больно.

Определите для себя несколько действительно серьезных пункта, когда можно бить ребенка. Их должно быть немного, и не выходите за пределы этих пунктов. Я ни в коем случае не зазываю хвататься за ремень. Ведь сколько существует случаев, когда такое «воспитание» выходило за все рамки разума.

Важные нюансы

Многие родители, только наказав дитя, уже мчат обнимать и просить прощения, а некоторые, наоборот, никогда не признают, что могли перегнуть палку. Так нужно ли просить прощения у ребенка? Обязательно! Ведь родители тоже ошибаются. Но извиняться перед детьми надо не очень часто, чтобы дети не усомнились в авторитете мамы и папы.

Если ребенка наказала мама, простить его должна тоже мама. Не позволяйте бабушкам и дедушкам жалеть ребенка, который заслуженно терпит наказание, даже если будет конфликт между взрослыми. Ваш авторитет должен быть непоколебим.

Если ребенок понес наказание за проступок, он уже прощен. Не надо вспоминать об этом вечером и ни в коем случае не надо рассказывать о проступке всем родственникам и знакомым на каждой семейной встрече. Не насмехайтесь над своим малышом, ведь никто из нас не идеален.

И помните, в воспитании нужны терпение и любовь. Легче предусмотреть наказание, терпеливо объясняя, чем кричать и потом жалеть об этом.

Как наказать ребенка. 50 способов необычных наказаний

В этой статье мы не будем рассуждать на тему наказаний, хорошо это или плохо.

Мы не будем агитировать вас наказывать детей или наоборот, убеждать что можно воспитывать без наказания.

Для удобства мы разделили наказания на категории: компьютерные, денежные, учебные, наказания за столом и необычные.

  1. Лишить ребенка мобильного телефона
  2. Лишить интернета
  3. Забрать планшет
  4. Ограничить или лишить ребенка просмотра телевизора
  5. Заставить перепечатать текст из учебника в компьютер
  6. Закрыть доступ в социальные сети
  7. Удалить аккаунт
  8. Разбить планшет, выкинуть в окно и т.п.
  9. Удалить игру или сохранение
  1. Молчать и не разговаривать с ребенком
  2. Запретить называть «мамой»
  3. Звонить по телефону знакомым, родственникам и рассказывать о поступке ребенка
  4. Напечатать плакат с провинностью и прикрепить на окно (например, «здесь живет лентяй» или «в этой комнате живет неряха»)
  5. Заставить ребенка принести публичное извинение
  6. «Пиление» и долгое обсуждение ситуации
  7. Не обнимать, не целовать какой-то период
  8. Перестать называть ребенка по имени или называть строго по имени-отчеству
  9. Кричать на ребенка бранными словами

  1. Лишить карманных денег
  2. Забрать деньги из копилки на возмещение понесенных расходов
  3. За каждый мат, например, забирать по 20 рублей
  4. Ограничить карманные деньги
  5. Позвонить родственникам и попросить не дарить на день рождения деньги
  6. Перестать покупать сладости
  7. Отказать в долгожданной покупке
  8. Купить в магазине игрушек игрушку другому ребенку (не своему)
  9. За каждую плохую оценку ребенок отдает определенную сумму из копилки (карманных денег)

  1. Прописать страницу букв
  2. Переписать тетрадь или упражнение, страницу текста
  3. Решить 1000 примеров (или меньше)
  4. Делать уроки стоя
  5. Выучить большое стихотворение не по программе или прозу
  6. Выучить 10 стихотворений
  7. При опоздании — выучить 10 притч про опоздания
  8. Заставить прочитать книгу
  9. Делать двойной объем работ

Наказания за столом

  1. Оставить без обеда
  2. Выворотить на голову тарелку с кашей или супом
  3. Ложкой в лоб
  4. Давать одно и тоже блюдо пока не съест
  5. Лишить десерта
  6. Перестать готовить. Хочешь есть — готовь сам
  7. Не пойти в кафе, Макдональдс и т.п.
  8. Моет за всеми посуду
  9. Чистит и режет кастрюлю лука

  1. Заставить перебрать смешанную гречу и рис (например)
  2. Отжиматься определенное количество раз (можно несколько подходов)
  3. Стоять на одной ноге определенное время
  4. Молчать 30 минут. Сказал слово — время обнулилось
  5. Тайм-аут или одиночество (сидеть в комнате)
  6. Сидеть определенное время на кровати, не вставать
  7. Лишить сказки или вечернего моциона
  8. Сделать «часы» сна, обратный отсчет. Изначально поставить время на 22.00, но каждая определенная провинность ребенка двигать стрелку на 15 минут назад, уменьшая время отхода ко сну. Если ребенок «в ударе», и стрелка добралась до 20.15, то ложится спать в 8 вечера.

Это была подборка из 53 способов наказать ребенка без применения физической силы.

Сколько из этих способ применяете вы?

Довольны ли вы полученным результатом?

Если нет, то есть хорошая новость.

На самом деле существуют способы конструктивно договориться с ребенком. Просто этому не учат ни в школе, ни в институте, ни даже на курсах по беременности и родам.

Что там, этого не расскажет даже учитель ребенка на родительском собрании!

А ведь можно применять более лояльные и действенные методы в том числе решая проблему домашних заданий или уроков.

О том, как усадить ребенка за уроки без криков и скандалов, как не орать на детей, и как сделать так, чтобы ребенок слышал что мы от него хотим со второго раза и делал это, мы поговорим уже в это воскресенье на однодневном тренинге

ВНИМАНИЕ. ТРЕНИНГ ПЕРЕНЕСЕН по датам на НЕДЕЛЮ.

  • Сможете решить, наказывать или нет и узнаете 10 альтернатив наказанию
  • Получите алгоритм эффективных звездюлей и узнаете в чем его сила
  • Как правильно встроить домашние правила, чтобы они «работали» на автопилоте
  • Получите интеллект-карты по эффективной дисциплине и мотивации
  • Узнаете 7 приемов, которые помогли решить проблему с уроками многим родителям
  • Проработаете в прямом эфире главную проблему в отношениях с детьми
  • Получите 5 работающих стратегий, благодаря которым сможете НЕ орать
  • Получите 6 работающих практик чтобы контролировать свои эмоции.
Читайте также  Квест по родному городу: как спланировать запоминающиеся выходные?

Как итог, вы поймете, как без наказний и криков жить с детьми, не закипать вообще на детей или сразу гасить эту волну, как только ее почувствуете.

Вы научитесь находить лучшее решение в той или иной ситуаци, а самое главное научитесь деликатно разговаривать и при этом получать свое.

Причем вам не придется, когда внутри все кипит, снаружи натягивать улыбку.

Это мощная психологическая программа, которая пройдет в формате двух частей. Первая часть — тренингова, вторая — групповой коучинг.

Так же мы подготовили для вас шикарные практические материалы для отработки, которые закрепят полученный на тренинге эффект и сохранят его для вас.

Специальная уникальная система практической отработки полученных на тренинге знаний «Паттерны для родителей» позволит сразу по окончании занятия встроить новую модель общения с детьми в навык.

Это не будет очредной «прочитанной книгой», про которую забываешь в горячий момент или «набором знаний».

Это мощная программа трансформации, которая благодаря техникам эффективного обучения останется с Вами навсегда.

Тренинг пройдет в это воскресенье.

ВНИМАНИЕ. ТРЕНИНГ ПЕРЕНЕСЕН по датам на НЕДЕЛЮ.

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Консультация «Наказываем ребенка правильно»

Елeна Лeoнтьева
Консультация «Наказываем ребенка правильно»

Сегодня мы с Вами поговорим о наказании. Мы часто задумываемся над тем как правильно наказать ребенка и нужно ли наказывать вообще?

Сразу скажу, что наше воспитание должно основываться на безусловной любви к ребенку.

Приемы наказания ребенка эффективны только в здоровой, доброжелательной семейной атмосфере.

Как можно и как нельзя наказывать ребенка…

Если встает вoпрос о наказании ребенка, прежде всего взрoслому неoбходимо задуматься над тем, что именно его раздражает в поведении малыша и какого эффекта oн хочет добиться с пoмoщью наказания.

В своей книге психолог Д. Дoбсон формулирует шесть принципов, опираясь на которые, родителям следует решать вопрос о наказании детей:

1. Только при установлении границ можно требовать их соблюдение. Рoдители для себя дoлжны решить, чего они хотят, а чего не хотят. Ребенок в своем поведении должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет.

Только тогда наказание будет восприниматься ребенком как акт справедливости.

2. На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно. Если ребенoк идет на открытый конфликт, нужно уверенно и спокойно себя вести. Так как беспомощность взрослого лишает его авторитета в глазах детей.

3. Необходимо oтличать свoеволие от безoтветственности. Ребенка нельзя наказывать за нeпрeднамерeнный пoступoк. В ситуация, когда он забыл выполнить просьбу взрoслого или не понят требoвания.

4. После конфликта необходимо обязательно утешить ребенка и не скупить на объяснения. Ребенок во время наказания испытывает вину, растерянность, покинутость. В такое ситуации важно ребенка приласкать и сказать, что он по-прежнему любим. Именно чувства ебенка в такой могут дать вам ответ об эффективности наказания.

Наказывать, конечно, нужно, без этого недействительна ни одна воспитательная система. Важно подобрать действенные меры наказания.

5. Не требуйте невозможного.

6. В любых своих действиях руководствуйтесь любовью.

ВАЖНОЕ ПРАВИЛО: психoлoги сoветуют нaкaзывать рeбенка в самых крайних случаях – когда демoнстрируют непoвинoвение. Если наказания не избежать, то она должно слeдoвать сразу же за прoступком.

КАК ЖЕ НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА?

— Физическим наказанием. Физическое наказание не помогает ребенку осознать свой проступок, а вызывает обиду, злость. Дети, кoтoрых бьют рoдители, нередко вырaстают нeувeренными, а свой страх неудачи они скрывают за внешней агрессией. Дети могут затаить обиду на родителей и «мстить» за обиду.

— Молчанием. В такой ситуации ребенок чувствует напряжение и последствия этого могут быть тяжелыми для развития его личности.

-Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т. п. Это наказание подрывает основу (базовую потребность в любви, от которой зависит жизнь маленького человека.

-Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как физическое наказание. Крик – сродни удару.

-Наказаний должно быть меньше, чем поощрений. От количества позитивных и негативных реакций зависит самооценка ребенка.

-Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).

— Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

ВОТ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ ПРАВИЛЬНОГО НАКАЗАНИЯ ДЕТЕЙ:

1. Любое наказание должно быть справедливым. Ребенок должен быть уверен в справедливости наказания, что его любят несмотря ни на что.

2. Ни одно нaкaзание не должно лишать ребенка возможностей удовлетворения биoлoгических и физиологических потребностей.

3. Ребенку необходимо объяснять за какие проступки последует наказание и в какой форме.

4. Наказываем четко оговаривая время. На какой период лишается сын или дочь компьютера.

5. При наказании не следует оскорблять и навешивать ярлыки. Критике подвергается поступок, а не личность ребенка.

6. Нельзя напоминать ему о прежних проступках. Наказываем здесь и сейчас.

7. Применяя наказания, нужно быть последовательными, а не прибегать к наказаниям от случая к случаю.

«И в завершение хочется сказать, любите своих детей, балуйте их. Применяйте и наказание ребенка своевременно и обоснованно. Пусть наказания будут справедливыми. Обращайте на положительные поступки ребенка больше внимания, чем на отрицательные. И малыш чаще будет радовать вас послушанием».

1. Е. А. Алексеева «Проблемы детей дошкольного возраста».

2. Е. А. Чепракова «Как правильно наказывать детей».

Консультация для родителей «Как правильно наказывать ребёнка» Консультация для родителей: «Как правильно наказывать ребёнка». 1. Наказание не должно вредить ни психологическому, ни физическому здоровью.

Памятка родителям и педагогам «Правила наказания детей» Памятка родителям и педагогам «Правила наказания детей»1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что оно справедливо, что, даже.

Как наказывать ребенка правильно: советы, запреты и непреложные истины

Умеете ли вы наказывать своих детей? По мнению психологов, большинство родителей имеют смутное представление о том, что такое правильное и адекватное наказание. Более того — многие современные мамы и папы сознательно игнорируют этот «прием» при воспитании своих детей. И зря! Мы расскажем, как правильно наказывать детей и каких ошибок при наказании надо избегать.

Зачем наказывать детей

Зачастую, в пылу родительского гнева, наказывая своих детей, мы напрочь упускаем из виду саму суть мероприятия — зачем вообще нужны наказания? Уж явно не для того, чтобы родители могли «спускать пар» на своих детях. И не ради абстрактных, малопонятных даже нам самим, воспитательных идей, вроде — «пусть привыкает, что жизнь — не сахар!» и тому подобной ахинеи, которая якобы должна сделать наших детей более стойкими. И, конечно же, не в целях поддержания племенных традиций — «меня лупили в детстве, и я своих лупить буду»…

Главная цель наказания — помочь ребенку осознать свои неправильные поступки, понять их случившиеся и потенциальные последствия, и по возможности исправить.

А проще говоря: наказания должны помогать ребенку стать лучше, добрее, взрослее — назовите как хотите. Сама схема «проступок и последующее за ним наказание» (если конечно, наказание является правильным и адекватным) должна помочь ребенку научиться строить причинно-следственные связи, обдумывать свои действия наперед, прогнозировать последствия, и в конечном итоге — выстраивать свое поведение согласно тем моральным, человеческим и этическим (а порой — и правовым!) нормам, в которых мы все существуем как социум, а также согласно вашему семейному «уставу».

Но это все «лирика», а вы наверняка хотите практических наставлений. Правда, прежде чем поведать о том, как наказывать детей правильно, имеет смысл упомянуть, чего делать категорически нельзя.

Как наказывать детей нельзя

Нельзя наказывать ребенка за то, чего он еще не знает. Дети, особенно маленькие, многие свои поступки — и хорошие, и плохие — совершают впервые, зачастую не понимая последствий. Например, ваш парень впервые в жизни на детской площадке отобрал у соседа машинку и засунул к себе в карман. Понятное дело — вы призываете к себе «разбойника» и втолковываете ему, почему так поступать нельзя, и если он сделает так снова — он будет наказан. Все, на этот раз никакого наказания быть не должно — только беседа и разъяснения. Зато если ситуация повториться — вот там вы уже имеете полное право наказать паренька.

Нельзя совершать физическое насилие над ребенком. Нет смысла приводить здесь сотни аргументов в пользу того, что бить детей нельзя. Если морально-этических доводов, царящих в современном цивилизованном обществе, вам мало, обопритесь хотя бы на исследования психологов. Они долго изучали множество человеческих историй и выяснили закономерность: маленький мужчина, которого в детстве били родители (или другие члены семьи), как правило, вырастает в агрессора, который и сам способен с легкостью причинять физическую боль другими людям (в том числе — и своим близким). А маленькая женщина, которую наказывали, не гнушаясь физических мер, как правило, вырастает в женщину, агрессия которой направлена на саму себя — это личность с низкой самооценкой, с массой комплексов, без должного к себе самоуважения. Более того, такая девочка, скорее всего, «притянет» к себе в будущем партнера, который также будет бить ее — ведь насилие уже с детства является для нее нормой. Неужели вы искренне хотите, чтобы ваши детки выросли такими?

Нельзя совершать эмоциональное насилие над детьми. То есть нельзя в адрес ребенка: кричать, запугивать, замахиваться, оскорблять, давать унизительные прозвища и т.п. Причины, почему нельзя — сродни тем же, по которым недопустимо и физическое наказание.

Нельзя отбирать жизненно важные вещи. К ним относятся: еда, сон, свежий воздух, общение с близкими людьми и т.п.

Наказание не должно быть оторвано во времени от «преступления»: если малыш нашкодил утром, а вы его лишаете вечерних мультиков — его сознание не сможет закрепить причинно-следственную связь между этими событиями. Чем ребенок младше, чем короче должен быть этот временной промежуток.

Наказание не может быть неадекватно большим. (Скажем: ты бросил на пол еду — летом на море не поедешь, будешь дома сидеть). Такое наказание — несоизмеримо, не справедливо, слишком оторвано во времени, и кроме того — скорее всего, невыполнимо. Маловероятно, что вы станете менять свои планы на отпуск из-за того, что пару месяцев назад ваш ребенок разбросал по кухне еду…

Если наказание озвучено — нельзя его игнорировать.

И наконец, важное правило, которое мамы, папы и прочие домочадцы обязаны соблюдать «железно»: наказание одного родителя не должно отменяться другим членом семьи. И что еще хуже — подвергаться критике в присутствии ребенка. Если ребенок почувствует, что может манипулировать вашей несогласованностью, он обязательно это сделает…

Как наказывать ребенка правильно

Несколько слов о том, какие меры могут быть применены в качестве наказания. На самом деле, их буквально «раз, два и обчелся». Итак, в рамках правильного наказания можно:

Читайте также  10 советов, как найти свой собственный стиль

Лишать ребенка любимых развлечений, игрушек или вкусняшек. Но помните: лишить обеда нельзя, зато в качестве наказания не дать кусок торта — запросто можно;

Ставить в угол (отличная практика при непослушании для деток дошкольного возраста);

Школьников и подростков можно наказывать карманными деньгами;

И в действительности важно не то, чем конкретно вы накажете своего провинившегося отпрыска, куда важнее — как вы это сделаете. Итак, как наказывать ребенка правильно:

Наказание должно быть справедливым, честным, и не зависеть от настроения родителя. Если за один и тот же проступок вы своего ребенка то готовы переселить из квартиры (потому что вы пришли с работы в жутком настроении), то просто лишить конфетки (потому что на этот раз у вас спокойно на душе) — это заведомо провальная тактика. Вы должны быть спокойны и объективны, вынося наказание.

Необходимо донести до ребенка причинно-следственную связь «преступления» и «наказания». Хоть на ушах стойте, но вы должны объяснить ребенку, почему нельзя было так поступать, какие могут быть последствия проступка, и почему вы его наказываете.

Будьте готовы помочь! Если есть возможность исправить проступок, всегда предлагайте ребенку свою помощь в этом. Ребенок должен чувствовать, что вы на его стороне. Да, в эту минуту он не прав и заслужил наказания, но он должен знать, что вы его непременно поддержите в его попытках исправить все к лучшему. Важно, чтобы ребенок знал: вы лишь иногда — карательный орган, но вспомогательный орган вы — всегда. Допустим, ваш сын оскорбил бабушку, сказал плохое слово в ее сторону. Вы с ними поговорили — об уважении к старшим, о том, как бабушка для вас всех старается, о том, какая она хрупкая и недолговечная, и о том, что в качестве наказания сегодняшние игры на компьютере для парня отменяются. И наконец, подвели ребенка к тому, что перед бабушкой надо извиниться. А теперь предложите помощь — отправляйтесь вместе в магазин и оплатите цветы, вместе купите тортик. А вот когда придет момент извиняться — ребенок должен сделать это сам. В данной ситуации не вы — главный герой, но вы именно тот, кто должен «подавать ему патроны».

И, наконец: какой бы гадкий поступок ни совершил ваш ребенок, и какое бы серьезное ни было его наказание, вы должны умудриться в потоке всех этих неприятностей, нравоучений и переживаний оставить место для… любви.

А именно: вы должны донести до своего ребенка, что любите его несмотря ни на что. Да — его поведение неприемлемо, да — вы жутко расстроены, что он вас так подвел, да — наказание будет, и будет серьезным, но и после всего этого — вы все равно по-прежнему любите его, и ваша любовь не стала ни жиже, ни меньше. Вы должны не просто чувствовать это в душе, вы должны всякий раз доносить это до своего ребенка.

Читать нотации — это тоже искусство!

Мы уже упомянули, что одна из главных составляющих в цепочке «от преступления» к «наказанию» ребенка — это ваше объяснение на тему «что такое хорошо, что такое плохо». После любого детского проступка как родитель вы обязаны проговорить с ребенком: объяснить, почему так поступать нельзя, рассказать о возможных последствиях, и сообщить ему о наказании.

У подобных бесед тоже есть свои правила, которые родитель должен блюсти. Вот самые главные из них:

Ваша беседа с ребенком должна быть без оскорблений (ни в коем случае нельзя употреблять словечки типа «дурень», «дебил», «неряха», «неуклюжий», «неуч», «бестолочь» и тысячу им подобных). Запомните: вы можете давать оценку только поступку, который совершил ребенок, но ни в коем случае — самому ребенку. Унижать личность ребенка — это не наказание, это эмоциональное насилие.

Нельзя давать никаких негативных прогнозов в процессе наказания. Не стоит программировать: «А совсем запустишь математику — дворником станешь!». Что бы ни случилось с ребенком сегодня, неправильно говорить о его будущем в негативном ключе.

Нельзя сравнивать ребенка с собой и его опыт — со своим детским опытом. («Да я в твои годы уже…..», «Вот когда я так делал, меня отец вообще ремнем охаживал не жалея»….). В какой-то момент ребенок начнет подсознательно сожалеть о том, что он ваш. А кроме того — возьмет на себя вину за то, что у вас было такое «несчастливое, тяжелое» детство.

После наказания нельзя припоминать ребенку его проступок, тем более — в унижающей его манере. Тем самым вы перечеркнете всю ту работу, которую уже проделали. Всякий раз, эмоционально давя на ребенка за его прошлые «грехи», вы сфокусируете его внимание на обиде, а не на самом проступке и на его исправлении. А если вы будете «пилить» ребенка (особенно подростка) регулярно — то однажды получите в ответ серьезный всплеск агрессии, с которым вряд ли сможете справиться самостоятельно, без помощи семейного психолога.

Мировой родитель — мировой судья

Правильное и адекватное наказание собственных детей за их неправильные поступки мало чем отличается от классического судебного разбирательства и определения меры наказания в любой цивилизованной стране. Принцип тот же!

Наверняка, вы бы крайне удивились, если бы в зале суда почтенный судья вдруг начал кричать на обвиняемого, или оскорблять его последними словами, стал бы сравнивать обвиняемого с собой («Вот ты украл деньги из кассы, а я в твои годы себе такого не позволял, я учился и родителям помогал…»), или того хуже — набросился бы на обвиняемого с ремнем… Согласитесь, сама картинка выглядит нелепо! Разве может такой неадекватный судья вынести честное и справедливое наказание?…

По отношению к своим детям мы тоже должным быть адекватными, спокойными и справедливыми «судьями», а также теми, кто приводит наказание в исполнение. Всякий раз вспоминайте этого нелепого и неадекватного судью из предыдущего абзаца, когда становитесь слишком эмоциональными, непоследовательными и неразумными при наказании собственного ребенка.

Как наказывать ребенка с умом Советы и консультация для родителей

Никогда, наверное, взгляд на воспитание не менялся так сильно, как за последние сто лет. По мере развития педагогики и человеческой мысли он видоизменялся и постепенно пришел к современным гуманным стандартам. Отношение к детству стало трепетнее. В детях стали видеть отдельные личности, чьи чувства нужно уважать. Изменилось отношение к телесным наказаниям и наказаниям вообще. Поэтому я и хочу затронуть эту тему. Я хочу поговорить о том, как наказывать ребенка и о том, как в процессе не перейти черту. То есть сделать это правильно

В чем цель наказания?

Издавна ребенок и родители играют определенные роли: опытный взрослый, который учит и направляет и идущий за ним, подчиняющийся малыш. Об этом, к слову, говорил доктор Комаровский, и подробно все объяснял. Если хотите, можете найти его беседы на эту тему – они есть в открытом доступе.

Таким образом, послушание – это одно из необходимых условий нормального процесса воспитания.

Наказание и раздражение

Поэтому если ребенок не слушается, это раздражает, и взрослые ищут способ скорректировать его поведение. Вот здесь уже вступает в дело система наказаний.

Запомните самое главное: наказание призвано научить ребенка и заставить задуматься о поведении.

Следовательно, взрослый должен понимать, что наказывает для того, чтобы наставить дитя, а не для того, чтобы унизить. Хотя нередко бывает и так, что в состоянии раздражения родители меньше думают о педагогике. Они, доведенные до предела, срывают на детях злость и демонстрируют, «кто в доме хозяин». В запущенных случаях даже прибегают к насилию – бьют ребенка, унижают (словесно или другими способами).

Безусловно, родители должны поддерживать свой авторитет.

Но лучше, если ваш авторитет будет держаться на любви и уважении, а не страхе. И если ребенок вас слушается, то пусть из-за того, что не хочет огорчать. А вовсе не из-за того, что боится.

Наказание не насилие

Увы, в нашем понимании слово «наказание» часто воспринимается как синоним к слову «ремень» . И поэтому, когда мы думаем, наказывать ребенка за что-то или нет, мы связываем эти понятия. Мы как бы размышляем «бить или не бить», хотя это совсем не то же самое. Мы даже можем не думать об этом напрямую. Но наказание в любом случае воспринимается как насилие, подавляющее волю ребенка.

Поэтому сейчас, когда эти методы уходят в прошлое, некоторые родители впадают в крайности. Пока одни настаивают на праве воспитывать ремнем, другие вовсе позволяют своим отпрыскам делать все, что им захочется. Хотя и этот подход неправильный.

Когда нужно наказывать?

Давайте будем честными. Мы часто прибегаем к наказанию или к угрозе наказанием, когда дети становятся неудобными. Когда они перестают укладываться в ту картину личного комфорта, которую мы себе рисуем. Вообще или в конкретный момент.

Но все-таки не всегда дети не слушаются из вредности. Кроме того, они действительно отдельные личности. У них тоже может быть личное пространство и свобода в нем.

Это значит, что не стоит требовать от них полного послушания вплоть до потери собственной воли.

Проявления агрессии по отношению к людям и животным, демонстративное грубое поведение, сознательное нарушение установленных правил нужно пресекать. Все остальное, не выходящее за рамки, может стать предметом спокойной беседы.

Как наказывать ребенка правильно?

  1. Наказывать ребенка нужно, учитывая его возраст и уровень развития.
  2. Будьте последовательны. Наказание должно следовать за проступком, а не сваливаться малышу на голову, когда он уж и позабыл, в чем провинился.
  3. Наказание должно быть соразмерно шалости. Родительскими правами тоже лучше не злоупотреблять.
  4. И если уж вы наказываете за проступки, то пусть ребенок имеет и поощрение за хорошее поведение.

Это универсальные советы, которые будут актуальны для детей любого возраста.

При этом для каждого отдельного возраста существуют свои нюансы. Пик непослушания приходится на так называемые возрастные кризисы – в 3 года, в 7 лет и в 13 лет. Есть еще кризисы 1 года и 17 лет, но говорить о сознательном поведении в 1 год не приходится, а в 17 лет ребенок уже почти студент. Поэтому эти периоды мы рассматривать не будем.

В каждом из этих возрастов есть свои особенности поведения. Для каждого из этих возрастов существуют свои меры воздействия.

Если расшалились малыши

Наказание в два годика

Пока ребенок совсем маленький, наказывать его бессмысленно. До определенного возраста он еще и не понимает даже, что хорошо, а что плохо. До двух лет, к примеру, он даже не поймет, что наказание как-то связано с тем, что он сделал. В этом возрасте он сам себя не до конца осознает отдельной личностью.

Тем не менее, стоит обратить внимание на слова доктора Комаровского как правильно наказывать детей на этом видео:

Помню свою старшую дочь ближе к двум годам. Как она смешно ходила по комнате и показывая пальцем на запретные предметы говорила с нахмуренными бровями «Зя, зя!» Вы наверное догадались, что это детское «нельзя».

Так вот, когда малыш понимает слово «нельзя» для родителей это сигнал, что теперь к нему можно применять систему поощрений и наказаний

Несносные трехлетки и меры воздействия

В 3 года ситуация еще больше меняется. С этого возраста малыш начинает осознавать, что он личность. В это время как раз и начинает проявляться его воля. Он часто капризничает, может делать наперекор, не слушается. Это нормальное явление, и само по себе наказания не заслуживает.

Читайте также  5 приемов для гладких пяточек

К примеру, если где-то ребенку стало очень скучно, а мама увлеченно болтает с подругой, он начнет привлекать внимание и капризничать. Потому что сам, к сожалению, пока уйти домой или куда-то еще не может. И пытается показать маме, что что-то не так. Будь он постарше, он бы встал и ушел сам. Не было бы никакой проблемы! Да и взрослые по собственной воле идут туда, куда хотят. Поэтому чувства малыша, привязанного ко взрослому, можно понять.

Но это не значит, что на поведение ребенка не нужно обращать внимания. Он уже достаточно большой, чтобы понимать слово «нельзя».

И если он демонстративно выходит за рамки этого «нельзя», надо дать ему понять, что это приносит противоположные результаты.

Например, если он громко кричит на взрослых или бросается игрушками, обижает старшего братика или сестричку, капризничает. Отведите его в комнату и закройте там ненадолго одного. Только ни в коем случае не в темноте. Вы учите его, а не пугаете. Пусть выплеснет свою агрессию. Как только он затихнет, приведите его обратно. О том, что делать если малыш не хочет ложиться спать, читайте тут.

Но будьте последовательны! Если вы каждый раз будете поступать подобным образом, он выучит урок: дурным поведением он добивается только того, что никто не хочет с ним общаться.

Наказание четырехлетних детей

В 4 года и в 5 лет ситуация может немного усугубиться из-за особенностей возраста. Ребенок не только осознает свое «я», но и активно интересуется окружающим миром. Он проверяет свои собственные и ваши границы.

Четырехлетние и пятилетние дети часто балуются в процессе познания мира, лишь для того, чтобы понять, куда они могут зайти без последствий.

Поэтому важно дать понять, где пролегают эти границы, и где находится твердое «нельзя». При этом неплохо было бы объяснить ребенку, почему нельзя, если есть такая возможность. Так ребенок поймет, в чем смысл запретов и ограничений.

Если после этого он сознательно пойдет на нарушение этих границ, то для него должны наступить конкретные последствия. Главное – соразмерные и логичные.

Например, если он не выдержал и съел запретную конфету, то в следующий раз он останется без нее. Почему? Потому что свою долю он уже съел. А еще – потому что он, возможно, лишил конфеты одного из домочадцев и теперь ему нужно показать, каково это – остаться без конфеты. Это справедливо, наглядно и поучительно.

Уже в этом возрасте не нужно лишать детей последствий их поступков. Так они будут быстрее понимать, что такое взрослая жизнь. И для пятилетнего ребенка такой опыт будет хорошей воспитательной школой.

Не даром даже есть термин «наказание последствиями».

Видео ответ родителям нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать:

Школьный возраст и наказание

В 7 лет наступает очередной кризис. Ребенок перестает быть маленьким. На него возлагается первая ответственность в виде школы. И в этот раз все зависит действительно от него. Теперь ребенок – школьник. Он оказывается в новом окружении, ведет отличающийся от детсадовского образ жизни и буквально становится другим человеком.

Этот переход от беззаботности к ответственности и от игр к умственным нагрузкам не всегда проходит гладко.

Родители часто сталкиваются с тем, что ребенок плохо учится несмотря на способности к учебе, невнимателен, а в некоторых случаях и вовсе саботирует учебный процесс.

Причины плохой успеваемости

Здесь нужно понять, что послужило причиной такого поведения.

  • Иногда во всем виноват стресс. Ребенок в возрасте 7 или 8 лет еще не знает такого понятия и не может сказать, что не так, но проходит через процесс адаптации. Опять же, он стремится утвердиться в новом коллективе.
  • Но все-таки важно дать ему понять, что учеба – важный процесс. То, что он стал старше, и получил новый статус не дает ему права пренебрегать нормами поведения.

С этой целью установите новую систему поощрений и наказаний. В то же время, обязательно убедитесь, что у него нет проблем со здоровьем!

Если же причиной плохой успеваемости действительно является только лень и желание самоутвердиться, действуйте.

  • Ограничьте его возможности в плане удовольствий и развлечений в то время, которое он должен посвящать учебе.
  • Дайте ему понять, что других возможностей у него в это время быть не может.
  • И что только от него зависит количество и качество свободного времени. Как в поговорке: «Сделал дело, гуляй смело».

Это будет актуально что в 8 что в 10 лет.

Для самих родителей важно почувствовать всю серьезность ситуации и вовремя взять ее под контроль. Очень важно дать понять ребенку, что взрослая жизнь – это ответственность, а не вседозволенность. И спрашивают со взрослого в полном объеме.

Смотреть консультацию психолога как наказывать детей правильно

На этом у меня все. Надеюсь, мне удалось дать вам ответы на ваши возможные вопросы по поводу того, как наказывать ребенка. Не забывайте также, что каждая ситуация индивидуальна. В некоторых случаях детям нужны не наказания и поучения, а консультация психолога. Потому что дурное поведение может быть следствием не вредного характера, а реальных психологических проблем. Советую ознакомиться со статьей «Фразы которые нужно говорить ребенку каждый день».

Желаю вам любви и терпения. Расскажите в комментариях какие виды воздействий на ребенка вы используете в своей практике. Поделитесь записью в соцсетях, покажите друзьям и обязательно заходите еще! Вам будут рады. До новых встреч!

Как наказать ребенка за непослушание и провинности?

Нужно ли наказывать детей?

Мир вокруг маленького ребенка стремительно меняется, каждый день он открывает что-то новое и не всегда адекватно реагирует на ситуации. Родителей это раздражает, ведь они хотят видеть чадо милым и послушным, а неправильное поведение, как нежелательная реакция вызывает негодование взрослых. В сознании мамы и папы укоренилось, что неправильное поведение детей заслуживает порицания. Психологи считают, что наказания за плохое поведение должны остаться в прошлом.

Теория психологов об отсутствии порицания для детей имеет место, если речь идет о физическом воздействии. Бить малыша категорически нельзя, как и срываться на крик с оскорблениями. Оставлять ситуацию безнаказанной недопустимо. Дети должны понимать свою вину, чтобы не повторять ошибки в будущем.

Ситуаций, которые требуют порицания, много, все они разные. Среди самых популярных причин выделяют:

  • ложь;
  • непослушание;
  • хамство;
  • неуважение к окружающим;
  • воровство.

Единые требования к ребенку должны быть у всех членов семьи. Если мама что-то запрещает, это не должны разрешать папа или бабушка. Иначе ребенок перестает понимать, чего от него хотят окружающие.

Как наказать ребенка правильно?

Родители самостоятельно принимают решение, как наказать ребенка за провинность. Методы воздействия должны затронуть его сознание, дать понять, что так делать нельзя. Главное – не использовать силу, крики, оскорбления, потому что это унижает. Все это негативно сказывается на психике, надолго запоминается, оставляя в душе обиду на родителей.

Психологи рекомендуют разговаривать с ребенком, объяснять последствия поступков. Младшим школьникам придется разжевывать, почему их поступок не вызвал восторга у окружающих. Но когда они это поймут, вероятность, что подобная ситуация не повторится, очень высока.

Эффективная тактика – показать малышу, что он чем-то сильно огорчил маму и папу. Маленьких детей пугает неприятие их родителями. Поэтому, если он поймет, что поступок стал причиной отстранения мамы или папы от него, наверняка в следующий раз подумает прежде чем повторить что-то подобное.

Не рекомендуется злоупотреблять такой мерой наказания, как лишение чего-то обещанного. Но отказ ребенку в покупке сладостей после проступка поможет сформировать осознание того, что плохие дела станут причиной потери чего-то ценного и желаемого.

Следовать ли всем советам психолога?

Все чаще мы говорим о том, как нельзя наказывать детей. В сознании родителей укрепляется понимание, что применять карательные меры для крохи — неправильно. Это прекрасно, если родители понимают границу между отсутствием порицаний и умением говорить с чадом, объясняя последствия проступков. К сожалению, грань чувствуют не все. Отсутствие порицаний за вранье, наглость, оскорбительное поведение, проявление агрессии приводит к вседозволенности со стороны детей. Малыши становятся злыми, неуправляемыми и не воспринимают слова окружающих, потому что родители им позволяют все.

Важно не допустить момент, когда ребенок становится неуправляемым. Это может привести к постоянным скандалам, обидам и потере доверия между детьми и родителями.

Тема общения с ребенком остается спорной. Ежемесячно появляются дискуссии на тему воспитания и умения донести до крохи важные правила поведения в обществе. Психологи обсуждают новые методики, родители рассказывают о своем ценном опыте, формировании идеальной схемы воспитательного процесса. Но то, что помогает одному малышу, не обязательно поможет воспитать правильно другого ребенка. Идеальная схема поведения у каждого взрослого человека своя, сформированная методом проб и ошибок.

Полезные советы правильного поведения для родителей

Не существует точных рекомендаций для родителей по поводу того, как наказывать детей. Главное — соблюдать основные правила, которые помогут не разрушить доверительные отношения со своим чадом и вырастить достойного человека:

  • разберитесь в ситуации. Не всегда ребенок виноват, поэтому важно проанализировать произошедшее, чтобы уточнить долю вины малыша;
  • не срывайтесь на детях просто из-за плохого настроения;
  • нельзя пугать детей поркой;
  • не меняйте правила. Если вы придерживаетесь определенного мнения по поводу правильного поведения, всегда ругайте чадо за такие проступки;
  • перед наказанием объясните ребенку причину. Дети должны понимать, за что получают. Они сделают выводы, больше не будут повторять проступки;
  • проявляйте терпение, учитесь объяснять ребенку, почему он поступил неправильно. Доверительные беседы помогут избежать ошибок в будущем.

Любой, даже самый воспитанный малыш, иногда вредничает и совершает неправильные поступки. Задача родителей – учить его соблюдать нормы поведения. Но это не значит, что на провинности не нужно обращать внимание. Наоборот, применять меры наказания, чтобы кроха понимал свою неправоту, необходимо. Но, несмотря на промахи, вредность и ошибки в поведении, нужно усвоить одно простое правило – любите своих детей!