Наши в Голливуде: кто получил больше Оскаров – украинцы или русские

Наши в Голливуде: кто получил больше Оскаров – украинцы или русские

Ни для кого не секрет, что в мире кинематографа нет выше награды, чем позолоченный Оскар. И каждая страна ежегодно пытается выдвинуть своих номинантов, в надежде получить заветную статуэтку. Не имеет значения, из какой категории победитель, им обязательно будут гордиться на его родине.

Удивительно, но Украина, страна в которой вот уже десятилетиями не развивается кинематограф, имеет своих оскароносцев, которыми стоит гордиться. Россия, в свою очередь, тоже не отстает и всеми силами пытается производить фильмы, способные достойно конкурировать с американской высокотехнологичной и разножанровой кинопродукцией, за что неоднократн, удостаивалась «золотого рыцаря».

Так на чьем же счету больше премий «Оскар»?

Украинский ковбой

Владимир Палагнюк, более известный в Голливуде, как Джек Пэланс, в 1991 году получил статуэтку «Оскар» в категории «лучший актер второго плана» за роль в картине «Городские пижоны».

Владимир родился в 1919 году в Соединенных Штатах Америки в семье эмигрантов из Украины. Он прошел долгий и трудный путь к успеху в Голливуде. Изначально, будучи юношей, ему приходилось работать на шахте, но Владимир мечтал о великом боксе. Во время одного из поединков, он пропустил удар в шею, из-за чего его голос приобрел хрипотцу, которая потом придавала его персонажам выразительности. Во времена Второй мировой войны, он отправился на фронт, а после возвращения поступил в университет. В свое время будущий актер работал репортером, фотомоделью и даже охранником. Когда Владимир попал на Бродвей, он понял, что актерство — это его призвание. Он сменил имя на «Джек Пэланс» и начал активно сниматься в кино. В большинстве, ему предлагали роли преступников. В 1952 году его впервые номинировали на «Оскар» за участие в картине «Внезапный страх», а год спустя Владимир получил еще одну номинацию за фильм «Шейн».

1991 году актер таки получил заветную статуэтку за неожиданно комедийную роль. Во время церемонии он сказал, что его настоящее имя Владимир, и он – украинец, чем очень гордится. Всю жизнь актер мечтал сыграть гетмана Мазепу и Тараса Бульбу. Когда Владимиру в 2004 году предложили титул народного артиста России, он отказался, подчеркнув, что он украинец, а не русский.

За свою долгую карьеру Палагнюк сыграл в 120-ти фильмах, среди которых такие известные работы, как «Бэтмен» и «Дракула».

Москва наносит ответный удар

В 1943 году на церемонии вручения премии «Оскар» впервые в истории статуэтку получила русская документальная картина «Разгром немецких войск под Москвой».

До сих пор фильм, снятый двумя режиссерами – Варламовым и Капалиным, является бесценной хроникой событий Второй мировой войны. У себя на родине картину наградили Сталинской премией за то, как создатели фильма рисковали собственной жизнью, чтобы запечатлеть бесценные кадры на пленку. Чуть позже, чтобы американский зритель сумел увидеть фильм, его переозвучили и даже перемонтировали. За океаном широкому зрителю картина известна под названием «Москва наносит ответный удар».

Песня с украинской душой

В 1978 году статуэтку в категории «Лучшая песня» забрала девушка из западной Украины, Квитка Цисык, которую в Америке знают под псевдонимом Кейси.

Квитка родилась в Нью-Йорке в 1953 году в семье эмигрантов из Украины. Уже в юном возрасте девочка начала проявлять интерес к музыке, который всячески поощряли родители. Несмотря на то, что Квитка имела американское гражданство, она свободно разговаривала на украинском языке и даже записала два альбома украиноязычных песен. Девушка окончила консерваторию и благодаря уникальному голосу, колоратурному сопрано, стала самой популярной исполнительницей рекламных аудиороликов в Америке. На протяжении 16 лет она была голосом компании Ford Motor. Ее два альбома долгое время оставались на вершинах американских и канадских чартов.

В 1978 году, за песню «You light up my life» она получила Гремми и статуэтку «Оскар». Сейчас эту песню можно услышать в исполнении Утни Хьюстон. За свою недолгую музыкальную карьеру Квитка много пела дуэтами со знаменитостями первой величины, среди которых сам Майкл Джексон.

Толстой + Бондарчук = Оскар

В 1968 году, легендарная экранизация не менее значимого русского романа Л. Н. Толстого «Война и мир» получила первый «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».

Четырехсерийный костюмированный фильм Сергея Бондарчука был отобран Американской киноакадемий в категории «лучший иностранный фильм» и «лучшая работа художника-постановщика», но победил только в одной номинации. Зарубежные кинематографисты, просмотрев картину, были поражены сложнейшими и новаторскими съемками, дорогостоящими и масштабными батальными сценами, драматургией и невероятной детализацией в декорациях. Чтобы съемки фильма состоялись, на помощь Сергею Бондарчуку пришло Министерство обороны, которое предоставило тренированных лошадей и солдат для массовки; Министерство лёгкой промышленности, которое пошило огромное количество исторических костюмов. Фильм снимали целых 6 лет. И в результате труд таки оценили, наградив престижной премией «Оскар».

Haute couture

В 1949 году украинский модельер костюмов для кинематографа, Варвара Каринская, получила премию «Оскар» в категории «лучший дизайн костюмов» за свои разработки для картины «Жанна Д’Арк».

История жизни Варвары Каринской достойна отдельной экранизации. Родилась она в 1886 году в Харькове в очень состоятельной семье купца. Когда Русская империя начала распадаться, ее муж забрал сына и уехал заграницу. Сама же Варвара с дочерью переехала в Москву и открыла магазин haute couture, где одевалась вся элита страны. Но когда ее начали преследовать новые власти, в 1928 году женщина тайком собрала семейные драгоценности и под предлогом заграничной выставки убежала из Советского Союза. Сначала Варвара с дочерью жили в Германии, затем во Франции, а в конце концов уехали в Америку – страну открытых возможностей. Здесь она буквально сразу стала любимицей всего Голливуда, благодаря таланту и оригинальным идеям. За свою долгую карьеру Каринская сотрудничала с Сальвадором Дали, Вивьен Ли, Ингрид Бергман и Марлен Дитрих.

В 1952 году Варвара Андреевна была номинирована на «Оскар» во второй раз за костюмы к картине «Ганс Христиан Андерсен». Даже в 97 лет она продолжала создавать великолепные наряды для кино и балета.

Дерсу Узала

Совместный кинопроект России и Японии, под названием «Дерсу Узала», в 1975 году был удостоен статуэтки «Оскар» в категории «лучший фильм на иностранном языке».

Один из шедевров известного режиссера Акиры Кросавы моментально стал сенсацией, как только вышел на экраны. Он не только получил награду Американской киноакадемии, но и шесть призов других международных фестивалей. Благодаря философскому сюжету, об отношениях человека и природы, о проблемах веры и этики, этот фильм до сих пор интересен зрителям по всему миру и зачислен в ряды классики кинематографа.

Украинская «Русская рука»

В 2006 году, за две недели до основной церемонии награждения, Американская киноакадемия вручила инженерам из сферы кино технические Оскары. Две статуэтки из семи забрал украинец Анатолий Кокуш за разработку операторских кранов.

Инженер-конструктор и основатель компании «Фильмотехник», Анатолий Кокуш родился в Керчи и после окончания Ленинградского института киноинженеров стал работать на киностудии им. Довженко в Киеве. После распада Советского Союза, когда украинское кино, практически, прекратило существовать, Кокуш и его команда отдали все силы для того, чтобы Украину узнали во всем мире, благодаря высококачественной кинотехнике.
В 2006 году он лично получил премию «Оскар» за серию съемочных кранов «Каскад». Вторую награду разделили между собой Анатоли Кокуш, Юрий Поповский и Алексей Золотарев за Авторобот, который в Голливуде называют «Russian Arm».

Технику, разработанную Анатолием Кокушем, использовали во время съемок фильмов «Титаник», «Война миров», «Троя», «Форсаж», «Код да Винчи», «12 друзей Оушена», «Пираты Карибского моря» и десятки других голливудских картин.

Оскар слезам верит

В 1980 году фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит», который имел ошеломляющий успех на родине, заинтересовал Американскую академию и получил «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке».

Когда картина только увидела свет, советские кинокритики встретили ее довольно враждебно, обзывая «дешевой мелодрамой». Но это никак не помешало 90 миллионам зрителей выстраиваться в очереди перед кинотеатрами по всему Советскому союзу, чтобы увидеть картину о жизни таких же людей, как они сами.
Так как на режиссера фильма, Владимира Меньшова, написали донос и запретили покидать пределы страны, он не смог лично получить статуэтку. Подержать свой «Оскар» он смог только через 8 лет, когда ему вручали премию «Ника».

Украинский «хищник»

В 1988 году еще один украинский мастер, Евгений Мамут, получил технический «Оскар» за работу над спецэффектами для картины «Хищник» с А. Шварценеггером в главных ролях.

Родился Евгений Мамут в Харькове и долгое время работал электриком и токарем. В 1978 году он эмигрировал в США и превратился из рядового инженера в первоклассного голливудского мастера по спецэффектам. За свою долгую карьеру в кино Евгений работал над такими картинами, как «Матрица», «Куда приводят мечты», «Грязные танцы», «Голубая лагуна», «Леди-ястреб», еще четыре десятка картин и 700 телевизионных роликов. Кроме премии «Оскар», Мамут получил награду Clio Award за рекламу часов Timex.

В 1994 году фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» принес России первый «Оскар» со времен распада Советского Союза. Фильм был снят при поддержке французской киностудии и является результатом совместного производства двух стран.

Мультипликация на стекле

На церемонии вручения «Оскар» в 2000 году в категории «лучший короткометражный фильм» статуэтка досталась русскому мультфильму «Старик и море», режиссера Александра Петрова.

Американская киноакадемия сразу оценила невероятную технику рисунка на стекле. Чтобы создать одну секунду экранного времени режиссеру и его команде понадобилось 20 рисунков. За одну рабочую смену мультипликаторам приходилось делать около 4800 набросков на стекло. Этот невероятный труд, а также красочное, завораживающее изображение и великолепную драматургию оценили коллеги за океаном и заслужено присудили «Оскар».

Еще множество эмигрантов из Украины и России были номинированы на престижную премию «Оскар», а это вселяет в душу надежду, что каждый может добиться успеха в Голливуде, независимо от того, где он родился.

Наши люди на премии «Оскар»

«Оскар» – пожалуй, самая известная кинопремия в мире. Вопрос в том, насколько «Оскар» доступен для представителей других стран? Мы задались целью вспомнить русские (русскоязычные) фильмы, удостоившиеся этой премии, а также отечественных звезд, получивших статуэтку.

Русские кинокартины и звезды – лауреаты премии «Оскар»

История этой кинопремии началась в 1920-х годах. Первую награду вручал президент премии – актер Дуглас Фэрбенкс. Позже премия претерпела изменения: вместо одной награды появилось 12. Премии разделялись по категориям: «лучший фильм года», «лучший актер первого плана», «лучшая актриса первого плана», «лучший режиссер» и т. д. В итоге, количество наград увеличилось до 24-х.

Оскароносный российский кинематограф

Российский кинематограф, конечно, не смог завоевать такого успеха, как Франция или Италия. Были и грустные случаи: например, Владимира Меньшова и Сергея Бондарчука просто не пустили на церемонию вручения награды. Об этом и других любопытных случаях мы расскажем ниже.

woman.forumdaily.com

Интересные факты

  • Представители Советского Союза тоже удостаивались престижной кинопремии.
  • Композитор Дмитрий Тёмкин – 22-кратный номинант и 4-кратный лауреат «Оскара»!
  • Русско-американские актрисы Мария Успенская, Милица Корьюс, актер Миша Ауэр тоже претендовали на «Оскар».
  • Ни один русскоязычный игровой фильм не сумел завоевать больше одной премии Американской киноакадемии.
  • Российские фильмы получали «Оскар» в таких номинациях: «лучший фильм на иностранном языке», «лучший документальный фильм», «лучший короткометражный анимационный фильм».
  • В 1964-м году русская актриса Лилия Кедрова получила «Оскар» за «лучшую женскую роль второго плана» («Грек Зорба»).
  • Номинации на «Оскар» удостоился даже Владимир Набоков – за адаптированный сценарий «Лолиты» в 1962-м году.

Голливудские звезды с русскими корнями

Русские корни имели многие известные голливудские звезды: Сидни Поллак, Питер Устинов, Юл Брюннер («Великолепная семерка»). Устинов, в частности, претендовал на «Оскар» в 1960-м и 1964-м годах.

В 1956-м награду завоевал Юл Бриннер – актер, родом из Владивостока. Самый удивительный факт, пожалуй, касается Хелен Миррен, настоящая фамилия которой – Миронова. 1986 год ознаменовался получением премии и для Евгения Мамута – аниматора, эмигрировавшего в США из Харькова.

promipool.de

Список русскоязычных фильмов, удостоенных «Оскара»

  • 1943 год — «Разгром немецких войск под Москвой» («лучший документальный фильм», Леонид Варламов, Илья Копалкин).
  • 1968 год — «Война и мир» («лучший фильм на иностранном языке», Сергей Бондарчук).
  • 1969 год — «Братья Карамазовы» («лучший фильм на иностранном языке», Иван Пырьев).
  • 1972 год — «Чайковский» («лучший иностранный фильм», «лучшая адаптация музыкального сопровождения», Иван Таланкин, Дмитрий Тёмкин).
  • 1973 год — «А зори здесь тихие…» («лучший фильм на иностранном языке», Станислав Ростоцкий).
  • 1976 год — «Дерсу Узала» («лучший фильм на иностранном языке», Акира Куросава).
  • 1979 год — «Белый Бим Черное ухо» («лучший фильм на иностранном языке», Станислав Ростоцкий).

Оскароносные советские фильмы

В эпоху Советского Союза «Оскар» еще не приобрел нынешнего влияния в мире кино. Куда большее влияние было, к примеру, у «Золотой пальмовой ветви» (Каннский кинофестиваль). Тем не менее, получение «Оскара» обрадовало Сергея Бондарчука и Владимира Меньшова. Режиссеры хотели поехать в США и лично получить награду, но им не позволили покинуть страну. Госкино и КГБ запретили киношникам выезжать из Союза. Вместо Бондарчука и Меньшова «Оскар» получал представитель советского посольства в США. Павел Чухрай тоже не приехал забрать свою награду. Впрочем, режиссер и о самом присуждении премии узнал гораздо позже. Примечательно, что собственноручно принять статуэтку смогла исполнительница роли Наташи Ростовой – Людмила Савельева.

Кто из русских звезд все же прошелся по красной дорожке?

Повезло попасть на вручение «Оскара», в частности, Никите Михалкову. Режиссер получил высокий приз за «Утомленных солнцем». По красной дорожке прошлась и дочь Михалкова – Надежда.

cdni.rbth.com

После Михалкова «Оскар» лично получал Александр Петров – известный автор анимационных фильмов. В 2015-м году на красную дорожку попал Андрей Звягинцев. Фильм режиссера – «Левиафан» – получил изрядный резонанс. В 2015-м в Голливуде оказалось много представителей русского бомонда: Александр Родянский (продюсер), Марина Ким (телеведущая), Светлана Меткина (актриса), Анастасия Шубская (модель). Звягинцев – это прорыв в российском кинематографе. Последний настолько же громкий фильм, как «Левиафан», потрясал мир в 1995-м году – это была кинокартина Никиты Михалкова («Утомленные солнцем»).

i.insider.com

Читайте также  Как любительская книга фанатки Гарри Поттера превзошла оригинал

После 2015-го российские звезды не радовали своим присутствием красную дорожку. Исключение составила Ирина Шейк – модель, встречавшаяся с голливудским актером Брэдли Купером. Ирина не может похвастаться заслугами в кино, однако модель прославилась ухоженной внешностью и хорошим вкусом к одежде.

i.dailymail.co.uk

Если наши люди получают заветную статуэтку не так часто, как хотелось бы, то западные звезды плотно держат свои позиции. Уже известны лауреаты премии 2020-го года. И, конечно, не в последнюю очередь нас интересует, в чем появились голливудские идолы на красной дорожке! А Вам понравилась церемония вручения «Оскара» в этом году?

Наши в голливуде: кто получил больше оскаров – украинцы или русские

Общеизвестно, что в мире кинематографа нет выше награды, чем позолоченный Оскар. И любая страна каждый год пробует выдвинуть собственных номинантов, в надежде взять заветную статуэтку. Не имеет значения, изкакой категории победитель, им в обязательном порядке будут гордиться на его отчизне.

Страно, но Украина, страна в которой вот уже десятилетиями не начинается кинематограф, имеет собственных оскароносцев, которыми стоит гордиться. Российская Федерация, со своей стороны, также не отстает и всеми силами пробует создавать фильмы, талантливые достойно соперничать с американской высокотехнологичной и разножанровой кинопродукцией, за что неоднократн, заслуживала «золотого рыцаря».

Так на чьем же счетубольше премий «Оскар»?

Владимир Палагнюк, более узнаваемый в Голливуде, как Джек Пэланс, в первой половине 90-ых годов двадцатого века взял статуэтку «Оскар» в категории «лучший актер второго замысла» за роль в картине «Муниципальные пижоны».

Владимир появился в 1919 году В США в семье эмигрантов из Украины. Он прошел продолжительный и тяжёлый путь к успеху в Голливуде. Изначально, будучи юношей, ему приходилось трудиться на шахте, но Владимир грезил о великом боксе. На протяжении одного из поединков, он пропустил удар в шею, почему его голос купил хрипотцу, которая позже придавала его персонажам ясности.

Во времена Второй мировой, он отправился на фронт, а по окончании возвращения поступил в университет. В свое время будущий актер трудился репортером, фотомоделью а также охранником. В то время, когда Владимир попал на Бродвей, он осознал, что актерство — это его призвание.

Он поменял имя на «Джек Пэланс» и начал деятельно сниматься в кино. В большинстве, ему предлагали роли преступников. В первой половине 50-ых годов двадцатого века его в первый раз номинировали на «Оскар» за участие в картине «Неожиданный ужас», а год спустя Владимир взял еще одну номинацию за фильм «Шейн».

1991 году актер таки взял заветную статуэтку за нежданно комедийную роль. На протяжении церемонии он заявил, что его настоящее имя Владимир, и он – украинец, чем весьма гордится. Всю жизнь актер грезил сыграть гетмана Мазепу и Тараса Бульбу.

В то время, когда Владимиру в 2004 году внесли предложение титул заслуженый артиста России, он отказался, выделив, что он украинец, а не русский.

За собственную продолжительную карьеру Палагнюк сыграл в 120-ти фильмах, среди которых такие узнаваемые работы, как «Бэтмен» и «Дракула».

Москва причиняет ответный удар

В первой половине 40-ых годов двадцатого века на церемонии вручения премии «Оскар» в первый раз в истории статуэтку взяла русская документальная картина «Разгром германских армий под Москвой».

До сих пор фильм, снятый двумя режиссерами – Варламовым и Капалиным, есть бесценной хроникой событий Второй мировой. У себя на родине картину наградили Сталинской премией за то, как создатели фильмарисковали собственной судьбой, дабы запечатлеть бесценные кадры на пленку. Чуть позднее, дабы американский зритель сумел заметить фильм, его переозвучили а также перемонтировали.

За океаном широкому зрителю картина известна называющиеся «Москва причиняет ответный удар».

Песня с украинской душой

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века статуэтку в категории «Лучшая песня» забрала женщина из западной Украины, Квитка Цисык, которую в Америке знают под псевдонимом Кейси.

Квитка появилась в Нью-Йорке в первой половине 50-ых годов XX века в семье эмигрантов из Украины. Уже в юном возрасте девочка начала проявлять интерес к музыке, что всячески поощряли родители. Не обращая внимания на то, что Квитка имела американское гражданство, она хорошо владела украинским а также записала два альбома украиноязычных песен.

Женщина окончила консерваторию и благодаря неповторимому голосу, колоратурному сопрано, стала самой популярной исполнительницей рекламных аудиороликов в Америке. в течении 16 лет она была голосом компании Ford Motor. Ее два альбома продолжительное время оставались на вершинах американских и канадских чартов.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века, за песню «You light up my life» она взяла Гремми и статуэтку «Оскар». на данный момент эту песню возможно услышать в исполнении Утни Хьюстон. За собственную недолгую музыкальную карьеру Квитка большое количество пела дуэтами со знаменитостями первой величины, среди которых сам Майкл Джексон.

Толстой + Бондарчук = Оскар

Во второй половине 60-ых годов XX века, легендарная экранизация не меньше значимого русского романа Л. Н. Толстого «Война и мир» взяла первый «Оскар» в категории «лучший фильм на зарубежном языке».

Четырехсерийный костюмированный фильм Сергея Бондарчука был отобран Американской киноакадемий в категории «лучший лучшая работа» и «иностранный фильм живописца-постановщика», но победил лишь в одной номинации. Зарубежные кинематографисты, просмотрев картину, были поражены сложнейшими и новаторскими съемками, дорогостоящими и масштабными батальными сценами, невероятной детализацией и драматургией в декорациях.

Дабы съемки фильма состоялись, на помощь Сергею Бондарчуку пришло Минобороны, которое предоставило тренированных солдат и лошадей для массовки; Министерство лёгкой промышленности, которое пошило огромное количество исторических костюмов. Фильм снимали целых 6 лет. И в следствии труд таки оценили, наградив респектабельной премией «Оскар».

Во второй половине 40-ых годов XX века украинский модельер костюмов для кинематографа, Варвара Каринская, стала лауреатом премии «Оскар» в категории «качественнейший дизайн костюмов» за собственные разработки для картины «Арк и’Жанна».

История судьбы Варвары Каринской хороша отдельной экранизации. Появилась она во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века в Харькове в весьма состоятельной семье торговца. В то время, когда Русская империя начала распадаться, ее супруг забрал сына и уехал заграницу. Сама же Варвара с дочерью переехала в Москву и открыла магазин haute couture, где наряжалась вся элита страны. Но в то время, когда ее начали преследовать новые власти, во второй половине 20-ых годов двадцатого века дама тайком собрала домашние сокровища и под предлогом заграничной выставки убежала из СССР.

Сперва Варвара с дочерью жили в Германии, после этого во Франции, а в итоге уехали в Америку – страну открытых возможностей. Тут она практически сходу стала любимицей всего Голливуда, благодаря оригинальным идеям и таланту. За собственную продолжительную карьеру Каринская сотрудничала с Сальвадором Дали, Вивьен Ли, Ингрид Марлен и Бергман Дитрих.

В первой половине 50-ых годов двадцатого века Варвара Андреевна была номинирована на «Оскар» во второй раз за костюмы к картине «Ганс Христиан Андерсен». Кроме того в 97 лет она создавалапрекрасные костюмы для кино и балета.

Совместный кинопроект японии и России, называющиеся «Дерсу Узала», в 1975 году был удостоен статуэтки «Оскар» в категории «лучший фильм на зарубежном языке».

Один из шедевров известного режиссера Акиры Кросавы мгновенно стал сенсацией, когда вышел на экраны. Он не только взял приз Американской киноакадемии, но и шесть призов вторых интернациональных фестивалей. Благодаря философскому сюжету, об отношениях природы и человека, о проблемах этики и веры, данный фильм до сих пор увлекателен зрителям в мире и зачислен в ряды классики кинематографа.

Украинская «Русская рука»

В 2006 году, за 14 дней до главной церемонии награждения, Американская киноакадемия вручила инженерам из сферы кино технические Оскары. Две статуэтки из семи забрал украинец Анатолий Кокуш за разработку операторских кранов.

Инженер-основатель и конструктор компании «Фильмотехник», Анатолий Кокуш появился в Керчи и по окончании окончания Ленинградского университета киноинженеров начал работать на киностудии им. Довженко в Киеве. По окончании распада СССР, в то время, когда украинское кино, фактически, прекратило существовать, Кокуш и его команда отдали все силы чтобы Украину определили во всем мире, благодаря отличной кинотехнике.
В 2006 году он лично стал лауреатом премии «Оскар» за серию съемочных кранов «Каскад». Вторую приз поделили между собой Анатоли Кокуш, Юрий Поповский и Алексей Золотарев за Авторобот, что в Голливуде именуют«Russian Arm».

Технику, созданную Анатолием Кокушем, применяли на протяжении съемок фильмов «Титаник», «Война миров», «Троя», «Форсаж», «Код да Винчи», «12 друзей Оушена», «Пираты Карибского моря» и десятки вторых голливудских картин.

Оскар слезам верит

В первой половине 80-ых годов двадцатого века фильм В. Меньшова «Москва слезам не верит», что имел потрясающий успех на родине, заинтересовал Американскую академию и взял «Оскар» в номинации «лучший фильм на зарубежном языке».

В то время, когда картина лишь заметила свет, советские кинокритики встретили ее достаточно враждебно, обзывая «недорогой мелодрамой». Но это никак не помешало 90 миллионам зрителей выстраиваться в очереди перед кинотеатрами по всему СССР, дабы заметить картину о жизни таких же людей, как они сами.
Так как на режиссера фильма, Владимира Меньшова, написали донос и запретили покидать пределы страны, он не смог лично взять статуэтку. Подержать собственный «Оскар» он смог лишь через 8 лет, в то время, когда ему вручали премию «Ника».

Во второй половине 80-ых годов двадцатого века еще один украинский мастер, Евгений Мамут, взял технический «Оскар» за работу над эффектами для картины «Хищник» с А. Шварценеггером в основных ролях.

Появился Евгений Мамут в Харькове и продолжительное время трудился электриком итокарем. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века он эмигрировал в Соединенных Штатах и превратился из рядового инженера в высококлассного голливудского мастера по эффектам. За собственную продолжительную карьеру в кино Евгений трудился над такими картинами, как «Матрица», «Куда приводят грезы», «Нечистые танцы», «Голубая лагуна», «Леди-ястреб», еще четыре десятка картин и 700 телевизионных роликов.

Не считая премии «Оскар», Мамут взял приз Clio Award за рекламу часов Timex.

В первой половине 90-ых годов двадцатого века фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» принес России первый«Оскар» со времен распада СССР. Фильм был снят при помощи французской киностудии и результат совместного производства двух государств.

Мультипликация на стекле

На церемонии вручения «Оскар» в 2000 году в категории «лучший короткометражный фильм» статуэтка досталась русскому мультипликационному фильму «море и Старик», режиссера Александра Петрова.

Американская киноакадемия сходу оценила немыслимую технику рисунка на стекле. Дабы создать одну секунду экранного времени его команде и режиссёру пригодилось 20 картинок. За одну рабочую смену мультипликаторам приходилось делать около 4800 набросков на стекло.

Данный немыслимый труд, и красочное, завораживающее изображение и прекрасную драматургию оценили коллеги за океаном и заслужено присудили «Оскар».

Еще множество эмигрантов из России и Украины были номинированы на респектабельную премию «Оскар», а это вселяет в душу надежду, что любой может добиться успеха в Голливуде, независимо от того, где он появился.

Случайные статьи:

  • 10 Самых запоминающихся выходов звезд на красной дорожке: фото
  • Куда податься вчерашнему студенту: топ-6 вакансий для для работников без опыта

Стивен Спилберг знает украинский и любит борщ

Подборка похожих статей:

Что отличает сумку «Биркин» торговой марки Hermes от легко качественной кожаной сумки, которую вы имеете возможность купить в любом магазине? Это…

Терять звонки клиентов – значит упускать деньги компании и выгодные контракты. Виртуальная АТС от компании «Телфин» — настоящая альтернатива классическим…

8 марта 2014 года, в столичном представительстве компании LPgenerator, расположенном в бизнес-комплексе Башня федерации — состоялся обучающий семинар по…

Антон Ельницкий Менеджер интернет-проекта, Москва Аудиторию возможно и необходимо вынуждать функционировать, в противном случае она теряет интерес и…

Россия и «Оскар»: основатель, номинанты и победители Статьи редакции

Эмигранты и граждане, которые удостаивались внимания Американской киноакадемии.

24 февраля в Лос-Анджелесе прошла церемония награждения премией Американской киноакадемии, 91-я по счёту. TJ показывает, какие «русские» кинодеятели номинировались и получали престижную награду.

Первая церемония награждения «Оскара» прошла в 1929 году. В это время свою кинокарьеру пытались построить многие эмигранты из России: Российской империи, Республики, РСФСР и СССР. Русские, евреи, украинцы, немцы, армяне и представители других народов, которые жили в большой стране, в истории остались как «русская эмиграция», происходящая из «Russian».

Русская эмиграция первой волны была связана прежде всего с Гражданской войной. До неё в Америку тоже переезжали. Яркими кинодеятелями дореволюционной эмиграции были евреи — их принято отделять от «русских». Таким рождённым в Российской империи евреем был Луис Майер (Лазарь Меир) из Минска. Связь с империей у него скорее формальна — эмигрировал он маленьким ребёнком.

Майер стоял у истоков Американской киноакадемии. К концу 1920-х он был известен как руководитель производства фильмов компании Metro-Goldwyn-Mayer (фамилии трёх сооснователей из семей евреев-эмигрантов из Европы). У Майера была идея объединить деятелей Голливуда, чтобы регулировать конфликты и отстаивать интересы киноиндустрии. Деятели эту идею поддержали и вскоре организовали премию академии.

В 1950 году Майеру присудили «Оскар» за выдающиеся заслуги перед киноиндустрией. Ещё пять статуэток он тоже может отнести на свой счёт. Дело в том, что до 1951 года награду за лучший фильм года формально вручали не продюсеру, а компании-производителю, то есть Metro-Goldwyn-Mayer.

По личным «Оскарам» среди уроженцев России лидирует композитор Дмитрий Тёмкин. Он был евреем, который учился в Петербургской консерватории. В 1921 году Тёмкин уехал к отцу в Германию, а через восемь лет в Голливуд. Итог — 40 лет работы в киноиндустрии подряд, 22 номинации на премию Киноакадемии, из них четыре победных.

На втором месте — художник-постановщик Александр Голицын: у него три «Оскара». Он покинул Россию в детстве и получал образование в США. Намного дольше в России прожила модельер и обладательница одной премии Барбара Каринска (Варвара Каринская). До революции в Москве у неё был салон. После революции она снова открыла салон и ателье. Проработали они недолго — в 1924 году Каринска эмигрировала в Европу, где сотрудничала с Сальвадором Дали, а в 1939 году стала американским костюмером.

В юношестве покинул Россию Борис Кауфман. Его семья распалась — два брата остались в стране, а отец и мать уехали вместе с ним в Европу. Разделённые братья стали известными киноператорами. Борис в 1954 году получил «Оскар» за фильм «В порту» о профсоюзе грузчиков. Михаил Кауфман и Давид Кауфман (более известен как Дзига Вертов) были успешны в СССР.

Читайте также  5 удивительных вещей, которые произойдут с вами, как только вы перестанете краситься

Эмигранты-актёры тоже добирались до премии Киноакадемии, дважды, но в обоих случаях это сделали люди, которые уехали из России в детстве — Юл Бринер и Елизавета Кедрова. Бринер — русский со швейцарской фамилией — был награждён за главную роль в киноверсии мюзикла «Король и я» 1956 года. Больше он на «Оскар» даже не номинировался, но зато получил много ролей в кино, в том числе, русских персонажей.

Эмиграция в детстве не оторвала Бринера и Кедрову от русской культуры. Кедрова была дочерью русского музыканта Николая Кедрова, который в эмиграции преподавал в Парижской консерватории и организовал мужской квартет исполнявший православные песни.

Бринер в США учился в студии Михаила Чехова — эмигрировавшего из России создателя собственной «системы Чехова», бывшего актёра московского Художественного театра Станиславского. Чехов сам номинировался на «Оскар» за роль второго плана в фильме 1945 года «Заворожённый», где он играл русского доктора.

Аким Тамиров и Мария Успенская — также претенденты на лучшую роль второго плана и также бывшие актёры Московского Художественного театра. Милица Корьюс училась в Киеве и у русских педагогов в независимой Эстонии. Танцор Михаил Барышников до бегства в США был звездой ленинградского балета. Всех их можно назвать представителями русской школы.

Уроженец Кишинёва Льюис Майлстоун (Лейб Мильштейн) приехал в США в 18 лет. До Второй Мировой войны он получил две премии как лучший режиссёр, а после — попал в так называемый «серый список» Голливуда. В 1950-х в США шла кампания по борьбе со сторонниками коммунистов — маккартизм. В Голливуде существовал «чёрный список» «коммунистов», которым запрещалось сниматься и снимать кино. Ещё был «серый список», по сути, из подозреваемых в сочувствии к сторонникам коммунистов. Из-за попадания в него Майлстоуну на время пришлось уехать работать в Европу.

Начинал карьеру в России уроженец Киева еврей Анатоль Литвак. Первые фильмы он снял в Петрограде, потом уехал в Европу. В 1930-х начал работать США. В 1940-х Литвак посетил СССР, чтобы представить свой документальный фильм «Битва за Россию» (совместно с режиссёром Фрэнком Капра и композитором Дмитрием Тёмкиным). Это была серия проекта «Почему мы сражаемся» о Второй Мировой войне. Фильм получил номинацию на «Оскар», но формально автором значилось министерство обороны США. Также формально Литвак не значился в номинации на лучший игровой фильм 1948 года, но был отмечен номинацией как режиссёр за «Змеиную яму».

Литвак всё-таки добился премию Киноакадемии, хоть и не личную. Шведская актриса Ингрид Бергман была названа лучшей актрисой за главную роль в его фильме «Анастасия» о якобы выжавшей дочери Николая II. «Анастасию» делали несколько кинематографистов связанных с Россией. Мужская главная роль — Юл Бриннер. Другие роли у Акима Тамирова, Тамары Шэйн (уроженка Перми), Ивана Десни (сын русского), Саши Питоева (сын русских), Григория Громова (уроженец Москвы). Композитор — сын мигрантов Альфред Ньюман.

Альфред Ньюман является лидером среди детей эмигрантов из Российской империи по количество наград. Его родители евреи переехали в США в конце 19 века. У Ньюмана девять музыкальных «Оскаров», включая саундтрек к «Король и я», и ещё 34 номинации.

В конце 19 века эмигрировал и отец кинооператора Леона Шамрой. Он получил четыре премии и 14 раз остался в числе номинантов — рекордное достижение для операторов. Во времена работы Шамроя номинация была разделена на цветные и чёрно-белые фильмы. Все «Оскары» кинооператор получил за цветные картины: «Чёрный лебедь», «Бог ей судья», «Вильсон» и «Клеопатра».

Среди детей эмигрантов выделяется Питер Устинов. Устинов из многонациональной семьи, но сохранил русскую версию фамилии. Мать Питера — представительница известного рода русских архитекторов и художников Бенуа. Отец — из русско-немецких дипломатов и предпринимателей. Они поженились в Петрограде и вскоре уехали из советской России в Лондон. Там отец Питера работал в посольстве Германии. После прихода Гитлера к власти семья Устиновых получила британское подданство.

У Устинова два «Оскара» за роли второго плана — в фильмах «Спартак» и «Топкапи». С 1970-х Питер приезжал на первую Родину, чтобы снять документальный сериал «Россия Питера Устинова».

Среди победителей и номинантов «Оскара» в разные годы было больше 20 человек, родственно связанных с эмигрантами из Российской империи. В том числе такие знаменитости, как Леонардо Ди Каприо, Стивен Спилберг, Барбра Стрейзанд и Натали Портман. Известной представительницей потомков русской эмиграции стала Хелен Миррен (Миронофф), чей русский дед работал в Великобритании, где остался после революции 1917 года. Миррен получила «Оскара» за главную роль в фильме «Королева» 2006 года, а в 2010 году получила ту же номинацию за роль жены Льва Толстого в картине «Последняя станция».

Натали Вуд — актриса, которая не получила «Оскар», но номинировалась на него трижды — родилась в русской семье, происходившей из Владивостока и Барнаула, была прихожанкой православного храма и иногда говорила по-русски публично. Например, язык предков Вуд вспомнила, когда вручала «Оскар» советской актрисе Людмиле Савельевой — исполнительнице роли Натальи Ростовой в фильме «Война и мир».

«Война и мир» Сергея Бондарчука — первая отечественная картина, получившая «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Первым фильмом во всех номинациях стала документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 года. В США её подредактировали и переименовали в «Москва наносит ответный удар».

Наибольшее количество номинаций отечественные картины получили в 1990-е годы. Наименьшее — в 1950-е. В 1961 году советские граждане вышли за пределы номинаций фильмов. Тогда Валентин Ежов и Григорий Чухрай претендовали на звание авторов лучшего сценария (картина «Баллада о солдате»), а Дмитрий Шостакович — лучшей партитуры музыкального фильма («Хованщина»).

«Москва слезам не верит» Владимира Меньшова неожиданно получила «Оскар» в 1981 году на фоне ухудшения отношений между СССР и США: война в Афганистане, бойкот московской Олимпиады. Генеральный директор «Мосфильма» Николай Сизов тогда отмечал, что «несмотря на развязанную реакционными кругами антисоветскую пропагандистскую кампанию», это «свидетельствовало о наличии в стране влиятельных сил, искренне заинтересованных в продолжении советско-американского сотрудничества». Меньшов был невыездным. Вместо режиссёра награду получал атташе по культуре посольства СССР, запись награждения через полгода показали по советскому телевидению.

В 1995 году у Никиты Михалкова не было таких преград, чтобы лично поблагодарить американскую академию за «Оскар». Тогда Михалков удостоился награды за первую часть «Утомлённых солнцем» .

Михалков — пока лидер по номинациям среди российских режиссёров игрового кино (одна награда и две номинации). Но не среди россиян. У ярославского мультипликатора Александра Петрова один «Оскар» и три номинации за короткометражные мультфильмы. Победу за 1999 год одержал его «Старик и море». В ближайшем будущем догнать Михалкова может режиссёр Андрей Звягинцев (две номинации), а Петрова — мультипликатор Константин Бронзит (две номинации). Это зависит не только от голосования американских академиков. Фильм-претендент отбирает российский оскаровский комитет, куда входят известные режиссёры.

Ещё один российский режиссёр Андрей Кончаловский почти попал в списки номинатов. В 1985 году, будучи в эмиграции в США, он снял фильм «Поезд-беглец», который получил сразу три номинации на «Оскар», но не за режиссуру, а за лучший монтаж, главную мужскую роль и мужскую роль второго плана. После возвращения в Россию Кончаловский снял два фильма, которые отправляли на «Оскар», но не получали место номинанта.

В лучших фильмах года по версии американской академии иногда появлялись русские и советские герои. Началось с «балерины Грушинской» — персонажа фильма «Град-Отель» 1932 года. Грушинскую, которая поселилась в берлинском отеле в состоянии депрессии, играла Грета Гарбо. Всего шведка Гарбо сыграет русских в пяти фильмах. В 1939 году она была номинирована на «Оскар» за главную роль в комедийном фильме «Ниночка» о приключениях советской партийной работницы в Париже.

«Титаник» 1997 года — один из трёх фильмов-рекордсменов по общему количеству «Оскаров». Одну из ролей там «играло» российское исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш», с помощью которого персонажи добрались до затонувшего пассажирского парохода. В «Формах воды» 2017 года один из основных героев оказался советским шпионом.

Глобализация и крушение железного занавеса пока не принесли россиянам больше «Оскаров». Русские следы на кинопримерии пока остаются лишь в 20 веке.

Российские фильмы, получившие «Оскар»: где мы выиграли, а где проиграли европейцам

Какие советские и российские фильмы были номинарованы на главную кинопремию мира «Оскар», рассказывает наш кинообозреватель Денис КОРСАКОВ

9 марта 2021 года огласят список претендентов на премию «Оскар», и мы узнаем, вошла ли в него драма Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» Кажется, что у нее неплохие шансы попасть в пятерку номинантов в категории «Лучший международный фильм». Она очень понравилась западным критикам, уже вошла в предварительный шорт-лист из 15 фильмов. Конечно, фаворитом пока представляется датская алкогольная трагикомедия «Еще по одной», но кто знает — может быть, 25 апреля, когда «Оскаров» будут вручать, российский кинематограф отхватит свою пятую статуэтку?

В ожидании новостей мы решили вспомнить картины, которые в прошлые годы выдвигались на «Оскар» от СССР и России в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (так она называлась до 2020 года).

Впервые СССР представил свою картину на соискание премии в 1963 году — это было «Иваново детство» Андрея Тарковского. Американские киноакадемики картину проигнорировали (к их, впрочем, стыду) — и в следующий раз СССР представил свой фильм только пять лет спустя. Но на этот раз — с триумфальными результатами.

Победители

В истории советского и российского кинематографа только четыре картины побеждали в категории «Лучший фильм на иностранном языке». (В 1943 году «Оскара» также удостоилась картина «Разгром немецких войск под Москвой», но в другой категории — «Лучший документальный фильм»).

1968: «Война и мир»

Эпопея Сергея Бондарчука была снята как «ответ Голливуду» — а именно фильму Кинга Видора, вышедшему в 1956 году (там Наташу Ростову играла Одри Хепберн, а Пьера Безухова — Генри Фонда). Картина Бондарчука вышла в десять раз масштабнее и привлекла на Западе в десять раз больше внимания. Ее рекламировали как «самый дорогой фильм в истории», распуская слухи, что она обошлась в 100 миллионов долларов (на самом деле — примерно в 8,3 миллиона рублей, то есть 9,2 миллиона долларов по тогдашнему официальному курсу).

Рецензии американских критиков были экстатическими. Победить фильму Бондарчука не помешало даже то, что за несколько месяцев до церемонии вручения «Оскаров» СССР ввел танки в Чехословакию, надолго испортив себе репутацию в глазах всего мира.

1975: «Дерсу Узала»

В начале 70-х великий японский режиссер Акира Куросава переживал тяжелейший кризис. Сначала он пытался снять в Голливуде военную драму «Тора! Тора! Тора!», но его госпитализировали со съемок с нервным срывом, и картину закончили другие режиссеры. Потом он снял фильм «Под стук трамвайных колес», который с грохотом провалился в прокате. Больше денег на кино ему не давали. Мучаясь от депрессии, он пытался покончить с собой… Помощь совершенно неожиданно пришла с «Мосфильма»: Куросаве предложили снять кино в СССР. Договорились, что он экранизирует произведения Всеволода Арсеньева (которые читал давным-давно и по которым еще в молодости собирался снимать кино на острове Хоккайдо). В книгах Арсеньев описывал свои путешествия по Уссурийскому краю и дружбу с «лесным человеком», охотником Дерсу Узала.

Работа над картиной заняла полтора года (которые Куросава провел в Советском Союзе), была изматывающе тяжелой, но фильм пользовался успехом и получил «Оскара». Причем это был единственный фильм Куросавы, удостоенный награды в категории «Лучший фильм на иностранном языке» (правда до того особый почетный приз получил «Расемон», а потом режиссера удостоили «Оскара» за достижения всей карьеры).

За «Оскаром» вместо Куросавы на сцену вышел Георгий Данелия. Он должен был лететь в Лос-Анджелес, потому что его «Афоню» показывали там на кинофоруме. Перед отъездом режиссера вызвал генеральный директор «Мосфильма» Николай Сизов, и сказал: «Оскар» — это такая доска, на ней нарисован голый лысый мужик. Фильм — наш, советский. Ты все равно летишь туда, вот и возьми эту доску, чтобы мне из-за этого сутки в воздухе не болтаться!»

В своих мемуарах Данелия оставил описание церемонии награждения, на которой присутствовал с японским продюсером Куросавы, которого называет «Мой Японец» (настоящее его имя к моменту написания книги он позабыл).

«Я не знаю, сколько всего вручается «Оскаров», но тогда мне показалось, что их было не меньше тысячи — за лучший видовой фильм, за лучший документальный фильм, за лучший анимационный фильм, за лучшую музыку, за лучший сценарий, за лучший реквизит, за лучший кастинг — и все это вперемежку с какими-нибудь шоу. Номера мне показались сомнительными по вкусу, а сама церемония — занудством. И я заснул. Очевидно, глаз у меня был не совсем закрыт, потому что каким-то образом я увидел на экране монитора, что Мой Японец лезет ко мне целоваться. Проснулся — действительно, Мой Японец обнял меня, поздравил и пошел на сцену. И тут я сообразил — «Оскара» дали! Сейчас Мой Японец этого «Оскара» заберет и увезет в Японию, а фильм советский! И мне этого до конца жизни не простят! Скажут: «Не любишь ты Родину, Данелия!» Все это молниеносно прокрутилось у меня в голове, я вскочил и рванул к сцене. В юности я неплохо бегал стометровку, какой-то навык сохранился. Моего Японца я обошел и выбежал на сцену первым.

Как правило, когда иностранные кинематографисты берутся за русскую литературу, получается очень забавно

«Оскара» за лучший фильм на неанглийском языке вручал глава американских продюсеров Жак Валенти и Звезда. Фамилии той Звезды не помню, но ноги запомнил. Ночью разбуди и спроси, скажу — ноги длинные, глаза зеленые! Американцы оказались людьми сообразительными, и Жак Валенти вручил нам две статуэтки «Оскаров». Одну — Моему другу японцу для режиссера Акиро Куросавы, другую мне — для киностудии «Мосфильм».

Мой Японец бодро толкнул речь минут на восемь, поклонился и пригласил к микрофону меня. Куда деваться?! Подошел к микрофону и сказал четко: I don’t speak English, but thank you very much. Когда зрители поняли, что это и есть все мое выступление, раздался шквал благодарных аплодисментов, — так им надоели длинные речи».

Читайте также  Топ-3 рисунка на ногтях в готическом стиле: пошаговое руководство с фото

1980: «Москва слезам не верит»

В 1980 году конкуренция была довольно сильной: в категории «Лучший фильм на иностранном языке» соревновались картины Иштвана Сабо, Карлоса Сауры, Франсуа Трюффо и того же Акиры Куросавы. Фаворитами выглядели «Последнее метро» Трюффо и «Тень воина» Куросавы (сейчас они считаются классикой соответственно французского и японского кино). Но победил фильм Владимира Меньшова. До того он стал одним из двух самых кассовых фильмов в истории советского проката (наряду с вышедшими почти одновременно «Пиратами ХХ века»), и сердца американцев тоже сумел покорить. Меньшов за призом на сцену не вышел — он находился в СССР, и когда ему позвонили и поздравили с «Оскаром», сначала принял это за розыгрыш (на дворе было 1 апреля 1981 года).

Как и в случае с «Войной и миром», победе не помешала политика. На этот раз советские войска вошли в Афганистан. За несколько месяцев до церемонии вручения «Оскаров» США по этой причине бойкотировали Олимпиаду в Москве. А вот фильм Меньшова проигнорировать не смогли.

1994: «Утомленные солнцем»

Фильм Никиты Михалкова был показан на Каннском кинофестивале и считался там главным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь». Но его неожиданно обошла картина малоизвестного американца Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». На «Оскарах» в следующем году Тарантино достался приз за лучший оригинальный сценарий, а Михалкову — за лучший фильм на иностранном языке. Со сцены режиссер произнес свое коронное «Жестокая правда без любви есть ложь», а потом представил публике маленькую Надю Михалкову: «Это моя дочь, моя актриса. И впервые в жизни у меня не было с актрисой никаких проблем!». Ушел он со сцены под шквал аплодисментов, с Надей в одной руке и «Оскаром» в другой.

Номинанты

Эти картины в свое время попали в пятерку номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но проиграли конкурентам из других стран.

  • 1969: «Братья Карамазовы». Последний фильм Ивана Пырьева. Режиссер умер во время съемок, и картину закончили Кирилл Лавров и Михаил Ульянов, игравшие соответственно Ивана и Дмитрия. На «Оскаре» «Карамазовы» проиграли нашумевшей политической драме «Дзета», выдвинутой Алжиром.
  • 1971: «Чайковский». Фильм Игоря Таланкина о великом композиторе, которого сыграл Иннокентий Смоктуновский. Проиграл «Садам Финци-Контини» итальянского классика Витторио Де Сика.
  • 1972: «А зори здесь тихие…» Военная драма Станислава Ростоцкого о жизни и смерти пятерых девушек-зенитчиц. Проиграла «Скромному обаянию буржуазии» — одному из самых известных фильмов классика Луиса Бюнюэля.
  • 1997: «Вор». Фильм Павла Чухрая о сложных отношениях мальчишки и его отчима, который представлялся героем войны, а оказался уголовником. Проиграл голландской драме «Характер».

» target=»_blank» rel=»nofollow»>Фото: кадр из фильма

  • 2007: «12». Фильм Никиты Михалкова снят по мотивам пьесы американца Реджинальда Роуза; действие перенесено в Россию. 12 присяжных заседателей должны вынести решение по делу молодого чеченца, обвиняемого в убийстве приемного отца. В том же году номинировался от Казахстана фильм Сергея Бодрова «Монгол». Оба проиграли австрийской картине «Фальшивомонетчики» — не особо примечательной, зато про Холокост.
  • 2014: «Левиафан». Фильм Андрея Звягинцева, получивший приз за сценарий в Каннах — история об автослесаре, сражающемся с коррумпированным мэром. Проиграл польскому фильму «Ида», опять-таки затрагивающему тему Холокоста (обычно она резко повышает шансы фильма на победу). Продюсер «Левиафана» Александр Роднянский в своей книге «Выходит продюсер» приводит слова одного киноакадемика: «Дикие истории» (аргентинский фильм, также вошедший в пятерку. — Ред.) и «Левиафан» совершенно гениальные. Но я проголосовал за «Иду». Я еврей, и мне кажется, историй о холокосте, потрясающих человека, не может быть слишком много. Я одержим этими историями — про нацизм и Вторую мировую. Покажите мне фильм, в котором есть еврей и нацист, и я готов за него проголосовать». Судя по всему, этот академик в своем мнении был отнюдь не одинок.
  • 2017: «Нелюбовь». История о супружеской паре, теряющей сына. Еще один фильм Звягинцева и Роднянского, лауреат третьего по значению (после «Золотой пальмовой ветви» и Гран-при) «Приза жюри» в Каннах. На «Оскаре» его обошла чилийская «Фантастическая женщина», причем опять же во многом из-за темы — героиня этой картины была трансгендером.

Неудачники

Все эти картины выдвигались от СССР или от Российской Федерации на соискание «Оскара», однако не вошли даже в пятерку номинантов. Среди них есть и признанные ныне шедевры (например, фильмы Тарковского, Шепитько и Климова), и вполне проходные картины («Собибор», похоже, был выдвинут, потому что речь в нем идет о нацистах и концлагере — но на этот раз тема не помогла).

Наши в Голливуде: 10 известных личностей с украинскими корнями

Сказочный «Парк юрского периода», «Гарри Поттер», напарник Скалли и Спок- всего этого не было бы без Украины. Точнее людей, чьи корни тесно переплетены с нашей страной. Поэтому пока вы ищете себе какой-то голливудский фильм, Буквы вам расскажут о украинцах на фабрике грез.

Сейчас украинцев в Голливуде можно встретить повсюду – среди актеров, операторов, музыкантов и костюмеров. Многие из сегодняшних звезд даже и не догадывались долгое время о своих корнях. А кое-кто знает и очень гордится.

Если вы смотрели со слезами и замиранием сердца “Титаник”, “Миссия невыполнима” “11 друзей Оушена” и “Гарри Поттера”, то все феноменальные съемки там не были бы возможны без украинца Анатолия Кокуша. Наш земляк изобрел гиростабилизированный операторский кран «Авторобот», также известный как “Русская рука” (Russian Arm) и «U-crane» и привез его в 1991 г. на выставку в Нью-Йорк.

Вот именно благодаря ему в голливудских фильмах и есть те захватывающие кадры в полете.

В 2006 Кокуш получил за свои изобретения сразу два “Оскара”.

Одним из режиссеров, кто был просто в восторге от изобретения Кокуша, был Стивен Спилберг. И он тоже не чужд Украине.

Родители самого кассового режиссера в истории мирового кинематографа происходят из украинско-еврейских эмигрантов. Оба дедушки Стивена Спилберга были из Украины. По маме – из Одессы, по папе – из села под Каменец-Подольским.

Стивен говорит, что искренне любит борщ, а в фильме «Война миров», где он был режиссером, события нападения пришельцев начинаются с аномалий в Украине.

В 2006 году трехкратный лауреат премии «Оскар» посетил Украину для презентации фильма о холокосте, который он продюсировал вместе с Виктором Пинчуком. Картины режиссера Сергея Буковского – «Назови свое имя».

Ступив на украинскую землю первое что Спилберг сказал:

История жизни и смерти Натали Вуд могли бы стать основой не для одного голливудского фильма. За ее жизнью и романами следила вся голливудская пресса, а загадка ее смерти не разгадана уже почти 40 лет.

Наталья Захаренко родилась в семье эмигрантов. Ее родители – аристократка и инженер – в 30-х годах прошлого века бежали из Харькова во Владивосток, затем в Китай и далее Сан-Франциско. Девочка начала сниматься в фильмах уже с 8 лет, а в 10 встретила на площадке своего будущего мужа. И хотя у них была разница в возрасте 8 лет Натали уверенно заявила, что выйдет замуж за этого красавца.

Через 10 лет за романом Натали Вуд и Роберта Вагнера следил весь Голливуд. Но за идиллией начались ссоры. Она становилась невероятно популярной, а его карьера угасала. «Вестсайдская история» (1961) и «Большие гонки» (1965) с Натали Вуд вошли в золотой фонд голливудского кино.

Натали Вуд с мужем

Роберт едва не покончил с собой, когда они разошлись. А в 1972 пара снова сошлась и даже родила дочь. А в 1981 они поплыли на прогулку на яхте и Натали неожиданно погибла. И только в 2009 капитан яхты издал воспоминания, что смерти актрисы предшествовала ссора с мужем, который и настоял на версии несчастного случая. И получил 13 миллионов страховки за жизнь жены.

Слышали ли вы о выдающемся художнике, фантазии которого поражались его современников Андрие Варголе? А если Энди Уорхол?

Один из основателей поп-арта родился уже США в городе Питтсбург. Но его родители Ондрей и Юлия Варголы были из этнической группы лемков (территория расположена в карпатских Бескидах – это современная Польша и Словакия.)

Сейчас на въезде в село Микова даже стоит таблличка, которая информирует, что это родина родителей Энди Уорхола.

Юлии Варголе было 36, когда родился ее младший сын. Она зарабатывала на жизнь домашней уборкой и продажей цветов, а также вышивала картины и делали украшения из жестянок и бумаги. Неудивительно, что это все отразилось потом в творчестве сына.

Уорхол хотел снимать кино, но один из первых фильмов смогли посмотреть лишь 9 человек. А вот не знать его картины сейчас уже признак невежества.

Кстати, самой дорогой работой художника стала картина «Восемь Элвисов» – ее продали за $ 100 млн.

Харизматичный коллега Скалли из «Секретных материалов» и сердцеед блудной Калифорнии Дэвид Духовны тоже имеет украинские корни.

Дедушка Дэвида Мойше Духовны эмигрировал в Нью-Йорк из Бердичева из-за страха перед сталинскими репрессиями. О своем происхождении Дэвид даже написал в твиттере:

«Я вырос, думая, что я русский, но только сейчас понял, что всегда был украинцем. Никогда не поздно измениться. »


Мистер Спок также имеет украинские корни.

Сын еврейских эмигрантов из Изяслава на Хмельнитчине Леонард Нимой родился в Бостоне.

Самой известной ролью Нимоя стала роль представителя вулканической планетной расы в фантастическом сериале «Звездный путь» или «Стартрек» – мистера Спока. Также он озвучивал Сентинел Прайма в фильме «Трансформеры».

Актриса Вайнона Райдер тоже этнически связана с Украиной. Ее родители Синтия и Майкл Горовиц – потомки еврейских эмигрантов из Харькова и Румынии.

У Вайноны есть младший брат, которого назвали в честь космонавта СССР Юрия Гагарина. Сценический псевдоним «Райдер» приняла от певца Митча Райдера, которого любил слушать ее отец.

Киевлянка Мила Йовович первые 5 лет прожила на улице Богомольца.


Но когда ее отцу, сербском врачу Богдану Йововичу отказали в советской визе, семье пришлось эмигрировать: сначала в Лондон, а затем в Америку. Мать Милы – Галина Логинова, закончив Всесоюзный государственный институт кинематографии, работала актрисой на киностудии имени Александра Довженко в Киеве. Переехав в США девочка пошла по стопам матери, и начала работать моделью с 11 лет.

Но несмотря на свои корни, в 2016 году в интервью для украинского Vogue Мила отметила, что украинкой себя не чувствует:

В то же время во время революции достоинства, Мила поддержала украинцев и призвала делать пожертвования.

Также родилась в Украине и Милена Марковна Кунис, а именно в Черновцах в еврейской семье.

Отец в Украине работал инженером-механиком, в Америке переквалифицировался в таксиста, а мать преподавала физику в школе.

Об Украине актриса рассказывает с осторожностью:

«Когда я училась в школе, можно было увидеть антисемитские знаки. Одна из моих подруг рассказала, что на спинке ее стула была свастика … Это страна, которая открыто тебя не желает»

Также Мила рассказывала что должна была скрывать свои еврейские корни. На вопрос журналиста The Star-Ledger, ассоциирует ли Мила себя с Украиной, Мила ответила отрицательно:

«Только то, что я жила там до семи лет не означает, что я идентифицирую себя с ней»

Когда семья переехала, Миле было 7 лет и ей очень тяжело давалась учеба в школе, потому что актриса не понимала английский.

«Я не понимала культуру, я не понимала людей, я не понимала язык. В своем эссе при поступлении в колледж я описала это так: «Представьте, что в семь лет вы вдруг стали глухи и слепы». Примерно так я и чувствовала себя, когда переехала в Штаты».

В 2017 году Мила вместе с мужем Эштоном Катчером и дочерью впервые частным самолетом прилетела в Черновцы на несколько часов. Дело в том, что у актеров были съемки в это время в Будапеште. Актерам понравилось все, кроме украинских дорог.

А вот в 2019 актриса с мужем уже побывали на форуме Виктора Пинчука и встретились с супругами Зеленским.

Если Йовович и Кунис не слишком говорят о своем происхождении, то оскаровская лауреатка Вера Фармига наоборот им гордится.

Фармига в отличие от двух предыдущих актрис родилась в Штатах, но в ее семье говорят на украинском языке, а сама актриса посещала украинскую католическую школу и была в “Пласте”.

В кино Фармига дебютировала в 1997 в сериале “Рев”. Затем сосредоточилась на ролях в театре, а в кино снималась эпизодически, но рядом с Хоакином Фениксом, Синди Лопер, Едианом Броуди, Ричардом Гиром и Вайноной Радер (“Осень в Нью-Йорке”).

Фармига никогда не ходила на кастинги, а взамен снимала мини-фильмы о видении роли. Так она и попала в 2006 к Мартину Скорсезе в фильм “Отступники”. А в 2010 за роль Алекс в фильме “Мне бы в небо” с Джорджем Клуни была номинирована на Оскар. В 2013 за роль в сериале “Мотель Бейтса” актриса была номинирована уже на “Эмми”.

Фармига не только гордится украинскостью, но и активно реагирует на события в стране. Она поддерживала участников Евромайдан и критиковала Путина за вторжение в Украину.

В 2019 вышел документальный фильм «Из Украины в Голливуд», который создали режиссеры Станислав Сукненко и Галина Кувивчак-Сахно. Он построен на реальных историях эмигрантов из Украины в голливудский кинематограф. Но в нем как раз не хватает историй об известных актерах. Так что эту лакуну еще предстоит заполнить.