Стоит ли современному человеку верить в Бога?

Стоит ли современному человеку верить в Бога?

Однажды один философ сказал: «Бог давно умер, просто люди об этом не знают».
Религия всегда шла рядом с человеком. Какие бы древние цивилизации не находили археологи — всегда есть доказательства того, что люди верили в божеств. Почему? Почему люди не могут жить без Бога?

Что же такое «Бог»?

Бог – сверхъестественное высшее существо, мифологическая сущность, выступающая объектом почитания. Конечно, сотни лет назад все необъяснимое казалось фантастическим и вызывало благоговение. Но зачем поклонятся мифическому существу человеку нынешнему?

Современная наука с каждым днем делает гигантский шаг вперед, объясняя то, что раньше считалось чудесами. Мы истолковали возникновение Вселенной, Земли, воды, воздуха — жизни. И возникли они не за семь дней. Когда-то люди объясняли все катастрофы гневом Божьим. Теперь мы понимаем, что землетрясение — это следствие движения земной коры, а ураган — потоков воздуха. Сегодня ученые находят разгадки в библейских катаклизмах, которые не так сложно растолковать. Почему же люди не искали этому объяснения много лет назад?

Религия — спасение или опиум для народа?

Огромную роль тут сыграла религия. Как известно, Библию писали люди, и редактировали ее тоже люди. Думаю, что в оригинальных письменах и в современной книге, которая есть в доме у каждого, мы нашли бы много отличий. Нужно понимать, что религия и вера — вещи немного разные.

Церковь всегда навевала страх на человека. И церковь не только христианская. В каждой вере есть подобие рая и ада. Человека всегда пугали наказанием. Известно, что церковь имела колоссальную власть над обществом. Над самим только сомнением о существовании Всевышнего могли сжечь на костре. Религию использовали как средство устрашения и управления массой. За много лет церковь утеряла доверие среди людей. Чего только стоит инквизиция, уничтожившая тысячи людей во всей Европе. На Руси, например, тех, кто пропустил службу в воскресенье, публично били палкой в понедельник. Во времена сталинских репрессий священники нарушали таинство исповеди, передавая информацию КГБ. Церковь боролась с «еретиками» — инакомыслящими людьми, которые могли задавать неудобные вопросы.

Даже сейчас существует множество религиозных течений, которые просто зомбируют людей, используя доверия и разные психологические приемы. Например, «Белое братство», очень популярное в начале 90-х. Сколько людей остались без квартир, сбережений и семьи. Кажется, ну как здравомыслящий человек может поверить в спасение от сомнительного субъекта. Оказалось — может. Но, к сожалению, людей не учат эти истории. По-прежнему разные религиозные течения «промывают мозги» доверчивым гражданам. И народ им верит, даже если завтра скажут выпить яд во имя Бога. Какому Богу нужны эти бессмысленные жертвы.
В наше современное время мы можем смело дискутировать на любые темы. Многие теологи наводили аргументы существования Бога, как и многие атеисты их опровергали. Но нет явных доказательств существования Бога, как и нет доказательств, что его нет. Каждый сам делает выбор, во что верить и кому молится.

Что дает нам молитва и зачем нам верить?

Молитва — это прошение. Просите, и дано вам будет. Но не перекладываем ли мы ответственности на Бога за свою лень, когда просим то, что можем достичь сами: дом, машину, работу. Если не получается, можно ответить просто — Бог не дает. Если мы не можем устроить личную жизнь, проще всего ответить, что Бог так решил, нежели посмотреть на себя со стороны и начать что-то делась со своими недостатками.

Доказано, что человеческая мысль материальна. То, о чем мы думаем, желаем, мечтаем и просим, может воплотиться в жизнь. Наше слово — магия. Мы сами порой не знаем, как можем ранить или окрылить человека. Возможно, слова вместе с мыслями имеют огромную силу. То что же это: влияние Бога или неисследованные возможности человеческого мозга?

Во время истинной молитвы человек как будто переносится в другое измерение, где время замедляется. Может, таким образом мы становимся чуть ближе к Богу?

Вспоминаю один эпизод из «Доктора Хауса», когда муж пациентки, атеист, молится за жену. На вопрос Хауса, зачем молиться, если не веришь в Бога, он ответил: «Я обещал жене, что сделаю все для ее выздоровления. Если я не помолюсь, это будет не всё».

Что же дает нам вера? Вера окрыляет человека, делает его уверенным в своих возможностях. Но мы верим в то, что Бог помогает нам, а не в собственные силы. Есть множество историй о том, как вера спасла людей от рака, наркотиков, алкоголя… Но может эта сила уже была в этих людях? Может вера в Бога просто спровоцировала какой-то особый гормон в человеке?

Информации для размышлений множество. Но почему-то мы молимся и верим, когда больше нельзя ничего предпринять.

Анатомия души

Ну а как же неопровержимые доказательства существования загробной жизни? Давайте подумаем о душе. Еще в 19 веке были попытки взвесить душу человека. И американскому врачу это удалось. Вследствие многих экспериментов он установил, изменения в весе живого и мертвого человека становит чуть больше 20 грамм, независимо от исходного веса тела.

В 20-21 веках исследования продолжались, но теория существования души только подтвердилась. Удалось даже снять ее выход из тела. Стоит учесть и опыт людей, переживших клиническую смерть. Не могут же абсолютно незнакомые люди рассказывать одинаковые истории.

Почему я не могу отказаться от веры в Бога

Я — современный мыслящий человек, который привык во всем сомневаться и искать доказательств. Но я не могу отказаться от веры в Бога. Вера дает мне спокойствие, уверенность в том, что в трудный момент придет помощь. Вспоминаю фильм «Куда приводят мечты», где после смерти мужчина и его дети попадают в собственный рай. Муж — в картины жены, а сын и дочь — в страну, в которую верили в детстве. И именно вера помогла вытянуть из ада жену, которая попала туда после самоубийства. И я хочу иметь свой собственный рай. Ведь по вере нашей нам и дано будет.

Ну что ж, вопросов осталось больше, чем ответов. Современный человек привык надеяться на медицину, науку, технический прогресс, но не может отказаться от веры, надежды, любви и, собственно, Бога.

Православная Жизнь

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Иногда говорят о том, что «современный человек не может верить в чудеса или разделять библейскую картину мира». А почему, собственно? Может ли современный человек верить в библейский мир духов и чудес?

Может ли современный человек верить в Бога? Швейцарский либеральный теолог середины ХХ века Рудольф Бультманн формулирует это соображение таким образом: «Нельзя пользоваться электрическим светом и радио, прибегать в случае болезни к современным лекарственным и клиническим средствам и в то же время верить в новозаветный мир духов и чудес». Этот довод может показаться интуитивно понятным — мир, в котором мы зажигаем свет, нажав на клавишу, или слушаем новости с другого конца планеты, кажется бесконечно далеким от мира Библии.

Но есть ли за этим доводом какая-то логика?

Современная наука, как мы говорили, не доказала — и не могла доказать ничего в отношении духов и чудес, они находятся вне сферы ее применимости.

Довод, скорее, обращается к своего рода снобизму современников — мол, раньше люди были глупы и верили в разную чепуху, но теперь мы поумнели и ни во что подобное больше не верим. Это кажется очевидным.

Школьник XXI века знает о мире гораздо больше, чем образованный человек XI, многие представления людей прошлого о природном мире оказались ошибочны. Поэтому кажется естественным предположить, что и их представления о смысле мироздания были ложными.

Однако такое предположение будет неверным — научно-технический прогресс сам по себе ещё не означает возрастания человека в мудрости. Знания, которые отвечают на вопрос «как» — как строить самолеты или электростанции — еще не означают мудрости, которая отвечает на вопросы «зачем?», «в чем смысл и предназначение жизни?», «на что нам надеяться?», «как нам поступать?»

Современный Бультманну человек, который был слишком взрослым и премудрым, чтобы верить в Библию, охотно верил в превосходство нордической расы или торжество коммунизма во всемирном масштабе.

Апеллировать к «современному человеку» как к критерию истины было бы явной ошибкой. То, что сейчас воспринимается как пик прогресса, в глазах следующего поколения может оказаться тяжким заблуждением.

Образованные люди XIX века, или хотя бы до 1914 года, которые жили в эпоху очевидного и бурного прогресса, совершенно обоснованно сочли бы события ХХ века страшным провалом в варварство и одичанием — хотя технический прогресс в это же время развивался и весьма бурно.

Мы можем быть уверены, что в научно-техническом отношении наши потомки будут нас превосходить — если, конечно, не случится какой-нибудь глобальной катастрофы. Но у нас нет никаких гарантий, что они будут мудрее или человеколюбивее. Таким образом, из того, что какие-то люди живут хронологически позже или пользуются более продвинутой техникой, никак не следует, что они ближе к истине относительно предназначения человека и смысла мироздания. «Новозаветный мир духов и чудес» может оказаться гораздо более реальным и подлинным, чем те или иные фантомы, которые соблазняют «современного человека».

Но ведь многие библейские рассказы — о хождении по воде, умножении хлебов, превращении воды в вино — звучат как сказки для современного человека.

Но это — обратим внимание — не является логическим аргументом. Скажем, идея, что мы сможем беседовать и видеть друг друга, находясь на разных континентах, еще не очень давно воспринималась бы как сказочная. Смутное чувство «так не бывает» просто говорит о том, что «в нашем опыте этого нет». В нашем опыте нет чудес библейских масштабов, но это еще ничего не говорит о том, были они или нет. Опыт говорит о том, что «обычно происходят обычные вещи», и для нашей повседневной жизни этого достаточно. Более того, в этом нет ничего специфического для «современного человека».

Во времена Христа и апостолов люди также хорошо как мы знали, что ходить по воде невозможно, а хлебы не умножаются — иначе эти события не имели бы смысла удивительных знамений, свидетельствующих о присутствии Божием. Люди бы просто сказали, «ну, бывает, у нас тут хлебы умножаются регулярно». Но для людей того времени происходящее было так же необычно, как и для нас, поэтому они и «исполнялись ужаса и изумления».

Почему большинство современных учёных и философов — неверующие?

Надо сказать, что динамика в философской среде более благоприятна для теизма, все большее место среди философов занимают именно верующие — но это в любом случае не важно с точки зрения истины о мире. В XIII 100% философов были теистами, а вот опрос, проведенный на кафедре философии МГУ в 1975 году, показал бы 100% атеистов и материалистов. Истина не определяется большинством голосов — тем более, большинством голосов в определенной среде в определенное время. Преобладание тех или иных взглядов — это особенность культурной среды. В американских колледжах — а именно на них ссылаются большинство опросов такого рода — она довольно левая и атеистическая.

Вам самим покажутся дикими, странными и невероятными верования других религий. Но со стороны не христианские убеждения выглядят так же странно, невероятно и нелепо…

Обычно этот довод выглядит примерно так: «Вам покажется странным то, что, как верят мормоны, американские индейцы произошли от древних евреев, или что, как верят Вайшнавы, Бог танцует с пастушками. Но если бы вы посмотрели на убеждения христиан со стороны, не “замыленным” взглядом, вы бы поняли, что христианские убеждения не менее странны — Бог чудесным образом рождается от юной еврейской Девы, ходит по воде, потом Его распинают и Он воскресает из мертвых…»

Читайте также  Что год грядущий нам готовит, Или девичник с гаданиями для дам

Но к чему обращается этот тип риторики? К нашему чувству «странности»? Но очень часто это нас подводит. Например, современные физики часто говорят очень странные вещи — например, «плоской вселенной» и «тяжелом вакууме», замедляющемся времени и черных дырах.

Эта странность никак не опровергает взгляды физиков. Ложные они или нет, мы должны решать, исходя не из их «странности», а из других критериев. Мы не принимаем взгляды мормонов или вайшнавов не потому, что они «странные» — а потому, что они ошибочны, и мы можем сказать, почему мы так считаем.

«Странность» — это не причина отказаться от дальнейшего исследования. В мире очень много странного. Эта чрезвычайно странная история о Боге, который стал человеком ради нашего вечного спасения, может оказаться намного более истинной, чем странные построения физиков.

Для верующих и неверующих. Нужно ли верить в бога?

Нужно ли верить в бога?

Человек от природы – неверующий. Все дети – атеисты, поскольку, рождаясь, мы еще не успеваем усвоить навязанных нам в обществе стереотипов и догматов. Не зная о догматах так называемой «веры», дети ничего не знают и боге (богах) и до определенного момента высшим авторитетом для них являются родители. И уже потом от родителей и общего окружения у ребенка формируются те или иные представления, будь то атеистические или религиозные. Неоспоримо одно: все дети изначально – атеисты.

Кто же такие верующие? Верующие – есть те, кто признают бытие высшего, сверхъестественного существа или существ.

А во что или в кого верит бог, если хотя бы в качестве ненаучной гипотезы допустить его существование? Возьмем христианского бога, как наиболее близкого к нам территориально.

Книга Бытие утверждает, что бог создал человека по своем образу и подобию. Отсюда, если он верующий, значит, и человека создал верующим. Иисус, его посланник, если верить апостолу Матфею, требует от нас быть совершенными, как господь бог. Значит, христиане должны стремиться во всем походить на своего бога, пытаться достичь его уровня. Если он – верующий, значит, и мы все как бы должны быть верующими. Но если он – атеист, значит, мы все должны стремиться стать идеальными атеистами.

Допустим, что бог есть и он – верующий. Во что ему верить? Если исходить из концепции всеведения бога, характерной абсолютно для всех религий, то всезнающему существу нет необходимости во что-то верить, поскольку он и так все знает. (Ну, не верит же химик в керосин или воду или механик в двигатель внутреннего сгорания! Нет. Каждый из них ЗНАЕТ, что керосин, вода и двигатель внутреннего сгорания существуют, знает, из чего они состоят, знает о способах их получения, свойствах и т.д.). Верующий считает бога высшим существом и не только. Он еще и поклоняется ему (молится, приносит кровавые или бескровные жертвы, просит о чем-то, восхваляет). Поклонение является обязательным признаком и элементом поведения любого верующего.

Но что стоит выше, чем бог, чему бы он мог поклоняться? Кому б ему молиться, если, тем более (в монотеистической концепции) он вообще один и, естественно, как существо всеведущее, знает о своем одиночестве? Нет у него нужды чему-то или кому-то поклоняться, да и возможности такой (в монотеизме) богу его верующие не предоставили! А если так, то:

а. бог не признает над собой никакого высшего существа

б. бог никому не поклоняется, никому и ни о чем не молится

Вывод: бог –чистейший непоколебимейший, стопроцентный атеист!

Теперь возвращаемся к началу нашего рассуждения. Если бог – атеист, создавший человека по своему образу и подобию и все должны стремиться стать такими же совершенным как он (т.е. знать, а не верить), то никакая вера и религия не нужны, вера и все должны стремиться к знанию, а не к вере, т.е. к состоянию идеального атеиста.

Кому надо чтоб мы верили в бога? Церкви. Почему? Потому что это бизнес, построенный на невежестве.

Комментарии (14)

  • Текст сообщения
  • Картинки
  • Видео

С любых позиций — кухонная философия какая-то. Каждый человек должен сам отвечать себе на вопрос бытия бога.
Я вот агностик. Я не берусь утверждать есть бог или нет. Но вообще любая наука исходит из того, что доказывать надо наличие чего то, а не отсутствие. Так что, господа верующие, или доказывайте, или не суйтесь, если не в состоянии ко мне в учителя. Вера по определению своему бездоказательна. Я так же могу верить в мир во всём мире, или как сказал мне однажды мой друг-экстремал: «Я верю только в надёжность карабина»

Если же автора беспокоит наступление по фронтам церкви — это другой вопрос, не касающийся веры и бытия Бога. Это вопрос общественный, вопрос этики и морального состояния общества в целом (думаю, никто спорить не будет, что церковные иерархи не с Марса, а такие же члены общества, как и все).

Блога на эту тему не будет, а мысли имеются:

Религия служит для горманизации жизни общества.
Религия позволяет упростить общение и иное взаимодействие людей, а также упростить государству управление обществом, поэтому цель власти: распространить свою религию как можно более широко в географическом смысле.
Проповедование — это инструмент склонения к религии своего общества.
«Мораль» служит для воздействия религии общества на внешний мир.
От религии требуется максимально безболезненно (что совсем необязательно, т.к. кто силен, тот и диктует свою волю остальным) вписаться в ту географическую местность и в то общество, куда она призывается на службу.

Вера служит для горманизации жизни человека и его рода.
Вера должна гармонично вписаться в прежний жизненный опыт человека, в сложившуюся у него картину мира.
Вера скорее всего гармонично впишется, возможно с незначительными изменениями, и в жизненный опыт родных человека (изначально будучи «принудительно» переданной от этого человека, его родным), так как они имеют очень схожий с ним жизненный опыт и картину мира (далее просто «картина мира»).
Вера рода изменится, как только появится сильный представитель рода и начнет «продвигать» уже свою, видоизмененную и более приспособленную к актуальным условиям жизни, веру своему роду.
Убеждение — это инструмент склонения в свою веру.
Магия служит для воздействия веры человека на внешний мир.
Магия возникает при появлении потребности человека влиять на внешний мир не посредством деяния.
Деяние служит для физического воздействия человека на внешний мир.

Вера не должна обязательно следовать религии, хотя крайне желательно, чтобы она не противоречила религии, чтобы не разрушать воздействие последней. Это означает, что «мораль» общества не будет иметь влияния на человека с верой, противоречащей религии, породившей эту «мораль», кроме случая, когда человек скроет свою веру внутри и будет страдать из-за этого.
Некоторое количество сильных людей или очень большое количество активных людей (далее «власть») с одной верой определяют религию общества.
Совпадение религии общества с верой каждого человека этого общества есть признак устанавливающейся, а в пределе установившейся, гармонии в обществе.
Большинство людей стремятся к гармонии и поэтому подстраивают свою веру под сильную гармоничную религию.

У религии и веры нет прошлого и будущего, полезного для настоящего, т.к. значение имеет только настоящее, т.е. момент их непосредственного применения. Прошлое религии и веры имеет смысл изучать только с целью избежать совершенных прежде ошибок или в развлекательных целях.

Демократия — это новая религия, но не полноценная, т.к. она не способна влиять на веру! Она пытается подстроиться и слиться, где-то более успешно, где-то менее, с существующими уже религиями. Степень проникновения демократии в религию зависит от степени противоречия положений демократии положениям религии и веры, как гармоничной составляющей религии.

Для продвижения демократии необходимо принудительное изменение веры максимального количества людей в обществе, что, скорее всего, приведет к смене «власти». Религия же приспособится «властью» общества под веру для гармонизации общества.

Веру не имеет смысла основывать на каких либо источниках, т.к. степень веры зависит лишь от совпадения «картины мира» человека положениям веры. Вера меняется каждым человеком под свою «картину мира», оставляя общими лишь некоторые (чаще составляющие главную часть) положения. Таким образом, на веру может быть принято любое слово сказанное гармоничным (харизматичным) человеком и соответствующее внутренней «картине мира» слушающего.

Религия использует гармоничные (авторитетные, «святые») источники и слова для изменения веры каждого члена общества, заменяя, таким образом, отсутствие гармоничной личности, или искусственно создавая такую гармоничную личность.

Почему современная молодежь не верит в бога

Я спрашиваю четырнадцатилетнюю Прию, верит ли она в Бога, и она говорит:

На самом деле я не знаю, существует там кто-то или нет. Я еще не определилась, но обязательно это выясню. Иногда мама берет меня с собой в [индуистский] храм.

Она рассказывает без особого энтузиазма. Я спрашиваю, молится ли она.

Нет. Ну, иногда я говорю про себя что-то типа: «Пожалуйста, пусть мне поставят четверку, а лучше пятерку за сочинение». Думаю, я скорее молюсь учителю или загадочному Богу Сочинений, которого, разумеется, нет.

Более двадцати лет журналисты и ученые утверждали, что, дескать, да, американцы действительно все реже причисляют себя к определенной конфессии и ходят в церковь, но при этом они продолжают молиться и верить в Бога. Американцы не стали менее религиозными, говорили они, а просто стали реже исповедовать религию публично. Долгое время так оно и было: с 1989 до 2000 год число верующих среди молодых людей если и менялось, то незначительно.

Все изменилось в мгновение ока. В 2016 году каждый третий молодой человек в возрасте от 18 до 24 лет заявил, что не верит в Бога. Ситуация с молитвами складывалась аналогичным образом. Если 2004 году 84 процента молодых людей утверждали, что хотя бы изредка, но молятся, то в 2016 году каждый четвертый сказал, что не молился ни разу в жизни. Молодежь все реже верит, что Библия есть слово Божие: в 2016 году каждый четвертый считал, что это «древний сборник басен, легенд, историй и моральных норм, записанных обычным человеком».

Таким образом, утверждение, что американцы в душе так же религиозны, как и прежде, несмотря на то что они все реже ходят в церковь, не соответствует действительности. Все больше американцев, в первую очередь миллениалов и айдженеров, не просто отходят от традиционных религиозных институтов, а все чаще полностью отказываются от религиозных убеждений. Эти тренды никак не связаны с изменением этнического или расового состава населения, хотя в отдельных случаях они в большей степени присущи белым американцам (по данным на 2016 год, каждый третий белый молодой человек никогда не молился и только 60 процентов верят в Бога). Ослабление и исчезновение религиозных убеждений означает, что уход из религии обусловлен отнюдь не только снижением доверия к религиозным институтам; люди все чаще целиком и полностью отказываются от религии.

В школе вот-вот начнется обед, поэтому шестнадцатилетний Макс уже ждет меня в коридоре рядом со своим учебным классом. Коротко стриженные темно-русые волосы и бело-серая рубашка делают его похожим на типичного подростка из далеких 1950-х. Впрочем, увлечения у него вполне современные: все свое свободное время он тратит на видеоигры. Когда я спрашиваю, ходит ли он в церковь, Макс отвечает коротко: «Нет». На мои вопросы о вере в Бога и молитвах он дает такие же короткие отрицательные ответы. Когда я спрашиваю, знает ли он, для чего нужна религия, он говорит:

Читайте также  Как любительская книга фанатки Гарри Поттера превзошла оригинал

Ну, она помогает, когда люди оказываются в сложных ситуациях. Типа, как в поговорке: «в окопах атеистов нет», там все молятся. Некоторых моих друзей родители заставляют ходить в церковь, но мои родители не религиозны.
Макс, шестнадцать лет

Интересно, что даже те подростки, которые продолжают молиться, зачастую не умеют это делать или не понимают суть молитвы.

Я перестала молиться, чтобы просто поблагодарить Бога. Я молюсь только если мне или кому-то еще что-то очень нужно. Честно говоря, я вспоминаю про молитву, только когда появляются проблемы, с которыми я не могу справиться.
Тиара, семнадцать лет

Некоторые придерживаются более традиционного подхода к молитве, но все равно молятся по своему. Во время молитвы я просто разговариваю с Богом. Я не встаю на колени и не веду себя «церковно». Молитва — это сугубо личное дело.
Марли, двадцать один год

Издательство: Рипол-Классик

Многие годы вера в загробную жизнь была единственным заметным исключением из общего тренда на снижение религиозности. В середине 2000-х подростки верили в существование жизни после смерти даже чаще, чем в 1970-е. Выходит, что молодежь хочет верить в загробную жизнь, но не хочет верить в Бога и ходить на церковные службы. Впрочем, начиная с 2006 года даже вера в жизнь после смерти пошла убыль. Получается, что последние миллениалы и все айдженеры значительно менее религиозны, чем первые миллениалы, причем в равной степени это касается всех религиозных верований (молитва; вера в Бога; вера в то, что Библия есть Слово Божие; вера в загробную жизнь).

Тинейджеры стали менее религиозными и по такому критерию, как признание важности религии. В 2015 году почти каждый четвертый десятиклассник и двенадцатиклассник заявил, что религия не играет никакой роли в их жизни и абсолютно не важна для них. Вплоть до 2000 года, когда начался спад, абсолютное большинство тинейджеров утверждали, что религия как минимум «немного важна» для них. В целом можно утверждать, что айдженеры являются самым нерелигиозным поколением за всю историю США.

Тем не менее религия до сих пор так или иначе присутствует в жизни большинства айдженеров. В то же время появилось много молодых людей, которые категорически не приемлют религию: они не посещают богослужения, не молятся и не верят в Бога. В этот сегмент молодежи входит каждый шестой восьмиклассник, каждый пятый десятиклассник, каждый четвертый двенадцатиклассник и каждый третий студент колледжа или молодой человек в возрасте от 18 до 24 лет. Появление настолько беспрецедентно большого числа молодых людей, полностью оторванных от религии, вполне возможно, означает, что в недалеком будущем в Америке станет еще меньше верующих и появятся заброшенные церкви. Конечно, нам пока далеко до Европы, но мы ее уверенно догоняем.

Вера в Бога в жизни человека: зачем она тебе нужна?

Твоя подружка-писатель. Вымышленный персонаж Санкт-Петербургской губернии.

Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.

В водовороте повседневной жизни в душе каждого человека однажды возникает вопрос: существует ли Бог. Говорят, что на борту падающего самолёта нет атеистов. Но как обстоят дела с верой, когда ничего не предвещает беды, ты сыта, здорова и относительно счастлива? Для начала, нужно разобраться, что значит вера именно для тебя. Психологи смотрят на это явление как на преобладание интуитивного мышления, теологи как на результат эволюции, врачи как на торжество гормонов удовольствия.

Но их объединяет одно: вера — противоположность науки. Во все времена и в любой культуре богам молились и приносили жертвы.

Даже в глубокой древности, когда люди ещё не сформировали своё видение мира, охотники и собиратели верили, что у растений, животных и даже камней есть душа.

Викинги почитали сурового Одина и мечтали попасть в Вальхаллу, греки возводили храмы и дворцы в честь Зевса и его кровожадной супруги. Почему человечество не представляет своего существования без веры?

Что человеку даёт вера в Бога

В последнее время средства массовой информации переполнены скандалами на религиозной почве. В век могущества технологий многих раздражает тот факт, что всё еще есть те, кто верит во что-то более высокое и мудрое, чем айфон последней модели.

О том, как легко оскорбить чувства верующих и какое быстрое и суровое наказание ждёт за это нерадивого божьего раба от правоохранительных структур, ходят легенды. Казалось бы: церковь и закон должны находиться по разные стороны этики и морали. Но, увы.

Почему происходит иначе и что такого в религии, что заставляет людей отключать логику и следовать, порой, совершенно противоречивым инструкциям свыше?

Зачем нужна вера?

  • Вера как потребность в безопасности.

Согласно пирамиде Маслоу, это одно из базовых желаний стабильности и защиты от внешних угроз. Многим необходимо чувствовать, что над ними есть тот, кто всё знает о том, что происходит в их жизни, и может это контролировать.

Человек осознаёт свою ничтожность по сравнению с огромной бескрайней Вселенной и не может смириться с одиночеством. В таком случае, высшим источником безопасности и утешения становится Бог. Зигмунд Фрейд сравнивал покорность Богу с подчинением маленького ребёнка своим родителям.

  • Вера — одно из течений массовой культуры.

Ценность религии можно рассматривать с точки зрения того, как она повлияла на науку, искусство, литературу, музыку и архитектуру, а также на образ жизни людей. Те общества, где религия была запрещена, например, Советский Союз, изжили себя. Влияние христианства можно увидеть в его достижениях, поскольку «дерево познается по плодам».

Оно внесло огромный вклад в развитие русского языка и научило заботиться о бедных, слабых и больных. Церковь сделала разрозненный народ цивилизованным и верно служила людям разного возраста от колыбели до могилы.

  • Вера как символ равенства.

Пропасть между социальными прослойками общества огромная. Но Библия обещает спасение каждому, кто чтит законы, независимо от его пола, возраста и уровня достатка. Перед Богом все равны, и верующий человек ожидает, что Высший суд будет судить его по справедливости, равно как верхушку элиты.

  • Вера как потребность в высшей цели.

Всё, что есть в природе, выполняет определённую функцию: солнце даёт свет и тепло, вода утоляет жажду, так и у человека должна быть особая цель. В жизни большинства людей наступает этап, когда они задумываются о смысле своего существования, зачем они пришли в этот мир: есть, спать и работать, или всё же для чего-то большего и пока сокрытого от их глаз.

Фото автора Mikhail Nilov: Pexels

Ответ «ради семьи или ради общего блага» не вполне удовлетворяет, так как заставляет углубиться дальше: для чего существует семья и всё человечество?

  • Вера как гарантия жизни после смерти.

Человек считает себя венцом творения и не может смириться с тем, что даже его земной путь закачивается. Вера в жизнь после смерти — основной способ спекуляции для каждого новоиспечённого пророка. Кроме того, это служит облегчением для тех, кто прожил тяжёлую, но праведную жизнь. Библия обещает им внеочередную путёвку в рай.

  • Вера как надежда на лучшее.

Когда бьют куранты и воздух вокруг становится лёгким и мерцающим как платье юной дебютантки, ожиданием чуда проникается даже самое суровое и закостенелое сердце. Примерно такое же чувство возникает у человека, который молится. Надежда дает возможность иметь мечту и поддерживает жизнеспособность. Без надежды, равно как и без веры и любви, человек не может жить. Она необходима ему как воздух. Человек задает себе программу и отправляет ее в космос.

Писатель Фёдор Достоевский считал, что самый важный вопрос, который определяет смысл существования человека: «Во что ты веришь?» Христианство утверждает, что никто не может жить полностью безгрешно, и поэтому попытка обратиться к Богу, чтобы получить прощение, позволяет заполнить внутреннюю пустоту.

Giphy

Сущность веры заключается, прежде всего, не в отношении к определённому религиозному течению, а в выражении личного рвения. Для одних она приносит моральное удовлетворение, для других является частью мистического опыта, третьи видят в ней своеобразную терапию, преодолевая жизненные испытания с помощью Библии. Поход в церковь заменяет им визит к психологу.

Делает ли вера в Бога людей счастливыми

Один из вопросов, которые поднимают пылкие умы, касается взаимосвязи между верой и благополучием. Ряд исследований сообщает, что среди контрольной группы, в которую вошло более 160 000 европейцев, 85% тех, кто регулярно ходит в церковь, уверенно заявили, «очень довольны своей жизнью». В то время среди атеистов этот процент немного ниже — 77%. Психологи настаивают на трёх факторах, почему так происходит:

  • поддержка социума. Вера не индивидуальна и подразумевает интеграцию в группы практикующих, которые оказывают друг другу психологическую и материальную помощь;
  • обретение цели существования. Уровень счастья и благополучия возрастает, когда человек понимает, для чего живёт и к чему стремится;
  • чувство эмоционального единства. Общение с Богом приносит человеку чувство удовлетворения и повышает его личную значимость.

Вера в Бога против медицины: может ли молитва спасти умирающего

Большинство религий тесно связаны с обрядами, которые помогают восстановить здоровье. Христианство презирает шаманов и знахарей и относится к ним как к приспешникам тёмных сил, напоминая о том, что нельзя что-то дать одному и не отнять у другого: за всё приходится платить.

Фото автора Gift Habeshaw: Pexels

Но главный каталог грехов и наказаний, Библия, неоднократно упоминает о чудесных исцелениях умирающих и приветствует идею паломничества к святым местам.

Действительно ли вера лечит? Исследования эффективности мотив и обрядов, да, есть даже такие энтузиасты, показывают противоречивые результаты. Когда это работает, верующие думают, что произошло чудо, а скептики настаивают на совпадении и эффекте плацебо. Успешность объясняется, скорее моральным облегчением, которое часто влияет и на физическое состояние.

Разумеется, лечить рак святой водичкой опасно и неэффективно, но если вера в Бога помогает тебе справиться с мелкими бытовыми неурядицами и является духовной поддержкой медицинской терапии, то почему нет? Твоё право, хуже не будет.

Для разумного человека вера является продолжением духа, способностью видеть невидимое и совершать невозможное, находить в себе силы держаться, когда всё вокруг рушится.

Легко ли верить в Бога? Павел Эрлих

Довелось мне наткнуться на религиозную тему на одном из форумов рунета, и в этой теме некий юный атеист хаял православие […]

Довелось мне наткнуться на религиозную тему на одном из форумов рунета, и в этой теме некий юный атеист хаял православие стандартными лозунгами о физической подготовке священников, стоимости их автомобилей, неоправданной дороговизне свечей в храмах и т.д.

На что он получил лаконичный и вполне себе дельный совет от старожилов форума: «Иди отсюда, богоборец прыщавый!» Если честно, думаю, что на этом в принципе можно бы и заканчивать все подобные разговоры. Кстати, на этом они дискуссию и закончили. Основываясь на обетовании Христа о непобедимости Его Церкви к вышесказанному совету можно вообще ничего не добавлять. В этом просто нет смысла.

А я хочу немного порассуждать вот над чем: в подобных дискуссиях иногда приходится слышать мнение, что люди верят в Бога, потому что верить – это очень легко. А неверие якобы заставляет человека мыслить и искать ответы, а не списывать всё происходящее на чью-то волю свыше.

Верить в то, что всё в жизни происходит не без промышления Всевышнего, действительно комфортнее, нежели осознавать, что реальность каждый миг имеет большое количество вариантов развития событий, на которые любой индивидуум оказывает непосредственное влияние. Комфортнее в том плане, что суеты и тревоги в голове меньше и лишних движений в жизни — тоже. Следует сразу сделать оговорку, что одно не противопоставляется другому: нашему уму невозможно постичь вездесущность Господа и Его попечение о каждом живом, почившем и даже ещё не рождённом на свет человеке.

Но наряду с этим вера в Бога совершенно не освобождает от умственных нагрузок. Осознанная вера в Бога у христианина как раз происходит от знания, а не от неосведомлённости. Уверенность в бытии Божием происходит от общения с Ним. Если человек решается-таки, вопреки общественным предрассудкам, искренне заговорить с Творцом, то получает от Него вполне конкретные и явные ответы. Оформляется же и укрепляется вера уже при последующем общении с верующими людьми и знакомстве с Преданием Православной Церкви. Почему именно православной? Потому что только она берёт своё начало непосредственно от апостолов Христа, в отличие от сотен различных прочих «церквей», появившихся в истории лишь спустя века после евангельских событий, а также только Православная Церковь хранит в неповреждённом виде всё то, что передали апостолы. И именно о ней говорит Господь в Евангелии.

Читайте также  12 лучших идей для зимних свиданий

Если же у человека «не варит котелок», то совершенно неважно, верит он в Бога или нет — мыслить он не будет ни в той, ни в другой парадигме. Поэтому утверждать, что атеизм стимулирует умственную деятельность, довольно тяжело. Есть множество очевидных примеров того, как неверие не только не стимулирует умственную работу, но и просто «держит» человека на уровне животного, на уровне инстинктов. Для того чтобы стать настоящим адептом атеизма, тоже необходим умственный труд.

Теперь немного ближе к делу: легко ли верить в Бога? Ответ прост: если этот «бог» ни к чему не побуждает и не призывает, а вера ни к чему не обязывает, то верить очень легко. Просто веришь так, как хочется – и всё. Это как «гражданский» брак: никаких обязательств, никаких претензий, пожили вместе, стало сложно – разбежались, и никаких проблем.

Мне доводилось беседовать на тему взаимоотношения полов с девушкой, которая считала себя опытной женой лишь на основании того, что прошла через несколько «гражданских» браков, но оказалось, что она ни разу в зарегистрированном браке не состояла. На настоящее замужество смелости у неё не хватало. Легко быть такою «женой»: надоел «муж» – ушла к другому.

Легко иметь безответственные связи и легко иметь веру, не побуждающую к преодолению своих пристрастий. Никаких ограничений, никаких запретов, никаких ошибок, не нужно никуда ходить и ничего делать: живёшь, как угодно, а этот самый «бог» потом всё тебе простит (если его мнение вообще кого-то интересует). Вера в такого «бога» действительно не сложна, потому что, в конечном счете, это вера в себя, а не в Бога. Это и не вера вовсе. Сам себе всё простил, сам себя оправдал, сам на себя не в обиде.

Кстати, именно такое безалаберное отношение к своему религиозному чувству и проецируется пылкими юными атеистами на религиозные воззрения других людей. Человек, не имеющий в себе веры в настоящего Бога (но имеющий бытовую веру), ошибочно убеждён, что его вера идентична вере православных христиан. Отсюда у него возникает некорректный вывод: вера в Бога у всех людей пуста и смешна. В этом причина ошибки: человек судит по себе. Если человек не захотел разобраться в своих религиозных порывах и реализовать эту сторону своей личности, то это не может являться основанием для утверждения о том, что любая вера в Бога нелепа, никчёмна и глупа. Нет, не любая!

Например, люди, имеющие «бытовую» веру, не понимают, для чего нужно ходить в храм, допустим, на исповедь, если внутренний «бог» и так всё прощает? И когда слышат рассказы о том, что регулярно исповедующиеся и причащающиеся верующие излечиваются Богом даже от серьёзных телесных недугов, то говорят: «Оно и понятно, ведь это же психосоматика!» То есть несерьёзное отношение к своей религиозной жизни проецируется на всех верующих. Человеку и в голову не приходит, что реально есть Бог, который излечивает, вразумляет, изменяет жизнь, вытаскивает молящихся из самых сложных жизненных ситуаций, и что верующие реально ходят просить у Него прощения, а Он реально их прощает и помогает им в жизни. Для людей, отвергающих церковь, «бог» – просто некий психологический приём, психосоматика. Вера в некоего «бога» на бытовом уровне – это не настоящая вера в Бога, это просто набор суеверий и предрассудков, которые, напротив, мешают человеку обратиться к Истинному Богу. Эти предрассудки необходимо преодолевать.

«Это не Бог у нас в душе, а наши души — в Боге»

Стоит чётко понимать, что это не Бог у нас в душе, а наши души — в Боге. Это не Он внутри нас, это мы все — внутри Него. Не мы диктуем Ему свои правила, а Он проводит нас через радости и беды исключительно лишь для того, чтобы каждый из нас наконец ответил на Его призыв. Не мы решаем, есть ли Бог, а Он решает — доживём мы до вечера или нет. Бог видит нас насквозь. Не мы решаем, как Ему поступать с людьми, но Он это решает. От нас зависит только одно: ответить Истинному Богу или же продолжить тешить себя иллюзией «веры в душе».
Сложность веры в Истинного Бога заключается не в самой вере, а в последующих шагах — в действии по вере, то есть в совершении дел, к которым побуждает вера. Недаром апостол Иаков пишет: «Вера без дел мертва». Верить легко, а вот действовать по вере, по тому, как сказал Бог, порою тяжко.

Для наглядности приведу немного примеров: представьте себе, что вам, замечательному человеку, серьёзно напакостил другой, очевидно, совсем не замечательный человек. Это вполне может быть даже близкий родственник, член семьи. Напакостил так, что привёл вас в откровенную ярость. Вскипятил вас до кончиков волос. Это не просто обида, это отторжение на всю жизнь. Вы не желаете этого человека больше знать, не желаете о нём слышать, и если увидите его, то обязательно постараетесь его или избежать, или побить, или даже посадить в тюрьму. Представили? А теперь проверим, легко ли верить в Истинного Бога… Открываем Евангелие от Матфея, главу 5 и читаем, что повелел делать настоящий Бог:

«… Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два…

… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда. »

Вот это поворот! Обычно хочется любить только приятных людей, а Бог говорит, что так же искренне нужно любить и врагов. И особенно этого, вполне себе конкретного паразита! Получается, что вера в Бога требует от человека совершения соответствующих ей поступков. Давайте-ка посмотрим, легко ли теперь нам верить в Бога? Можем ли мы подойти к нашему подлецу и попросить у него прощения, как повелел нам Бог? Сможем ли мы перешагнуть через свою ненависть, победить свою ярость и сотворить благо тому, кто сотворил нам пакость? Сможем ли мы хотя бы молча, но искренне пожелать этому паразиту всего хорошего в его жизни? Нет? Ну, тогда и не стоит говорить о том, что вера в Бога — легкое дело. Как поётся в одной из композиций некогда популярной группы «Lumen», «вся твоя злость — всего лишь сатана».

Или, для примера, возьмём взаимоотношения с родителями. Далеко не каждая девушка способна любить свою мать. Уж не стану вдаваться в размышления на тему причин такого явления, но факт остаётся фактом: много девушек недовольны своими родителями (особенно матерями). Причём нередки случаи откровенной неприязни, а иногда даже и ненависти. И это такое поведение поощряет Господь? Нет. А вот тот самый молчаливый «бог» внутри — вполне. А Истинный Бог указывает на верное поведение:

«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исход, гл. 20, ст. 12).

Вера в Бога побуждает человека к совершению сверхъестественных поступков. В отличие от Истинного Бога, тот псевдобожок, живущий в душах миллионов людей, говорит совсем обратное. А то и вовсе молчит. А причина этому проста — не настоящий Бог это, а подделка. В конечном итоге, это сам человек.

«Сверхъестественное делается возможным для христианина только с помощью реального Бога»

Бог является причиной перемен в мировоззрении, что в свою очередь приводит к переменам и в образе жизни, и в отношении к людям. Вера в Бога побуждает человека уступить Господу первое место в его же собственной жизни. Никто не станет менять свой образ жизни и привычки из-за пародии, шутки или иллюзии, а вот ради Христа сотни тысяч людей во все времена менялись и меняться будут впредь. Никто не станет прощать своего обидчика из-за веры в подделку. Ни один человек не станет мириться со своими родителями и родственниками и не начнёт уважать их по совету некоего вымышленного персонажа. Потому что это невозможно. Сверхъестественное делается возможным для христианина только с помощью реального Бога, изменяющего нрав молящегося и даже окружающую его реальность. И никакая психосоматика здесь абсолютно ни при чём! Точно так же не зафиксировано ни одного случая принятия мученической кончины за веру, к примеру, в макаронного монстра или в Дарта Вейдера, в то время как зафиксированы сотни случаев добровольного принятия смерти за имя Господа Иисуса Христа. Просто потому, что Истина и карикатура – не одно и то же. «По плодам их узнаете их», — сказал Господь. А плоды истинной веры в Бога и чьей-то шутки весьма различны. В одном случае плодами являются реальные перемены в человеке, в другом же — сарказм и ненависть. За карикатуру умирать не станет никто. Считать же тех, кто сознательно отдал свою жизнь за Христа, невеждами или даже глупцами просто нелепо, потому что в числе мучеников есть как люди простые, так и образованные.

Для понимания любого ортодоксального вероучения требуется его изучение. А для изучения требуется размышление. Поэтому никак невозможно предположить, что для того, чтобы быть сознательно верующим человеком, не нужен разум. В истории Церкви были периоды, когда перед принятием Святого Крещения необходимо было несколько месяцев изучать основы вероучения. В советское же время Церковь была вынуждена эту процедуру максимально упростить и свести её непосредственно к самому Крещению без предварительного и последующего обучения. Поэтому то, с чем ассоциируется христианство у подавляющего большинства крещёных людей советской эпохи, христианством вовсе и не является.

А.П. Чехов в письме А.С. Суворину (от 27 декабря 1889 года) писал так: «для ленивого мозга легче отрицать, чем утверждать». И лично я вижу, что в большинстве случаев эту фразу вполне справедливо можно отнести к адептам неверия, особенно к молодым и особенно к воинствующим, которые о христианстве (да и о прочих религиозных учениях) не знают почти ничего. Также сюда можно прибавить и поговорку, смысл которой сводится к следующему: умные люди обсуждают идеи, а глупые – людей. Так вот до обсуждения христианской идеи дело зачастую даже и не доходит. Всё так и ковыряемся в людях: то машина не нравится, то одежда, то чужие деньги, а до христианской идеи, до Евангелия, «мыслители» так и не доходят. Быть может, просто не имеют такой цели?