Зачем читать сагу «Песнь льда и пламени»: окунемся в мир «Игры Престолов»

Зачем читать сагу «Песнь льда и пламени»: окунемся в мир «Игры Престолов»

Сложно переоценить влияние произведений Джорджа Мартина на современную культуру. Что же сделало их такими популярными?

Ранее мир фэнтези представлял собой стандартную модель, а именно — разделение персонажей на два противоборствующих лагеря с четко прорисованной границей фронта. Читатель с первого взгляда мог определить что есть хорошо, а что плохо и принять сторону главного, естественно, положительного героя. События непременно сопровождались магией, а мифические существа появлялись практически в каждой главе.

Мартин разрушил шаблоны, его творение приближено к реальному миру и это совсем не свойственно данному жанру литературы. Легенды о Снежных ходоках и драконах тонкой нитью проходят сквозь хитросплетения основного полотна сюжета. Они призваны подчеркнуть сложность политической и социальной обстановки Вестероса. Наименее заметна магия в первых двух книгах, основной акцент сделан на описании моральных качеств персонажей. Автор делает своих детей человечными, колеблющимися на тонкой грани между добром и злом. Казалось бы, идеальный и благородный Эддард Старк имеет незаконнорожденного ребенка, противоестественный союз Серсеи и Джейме пропитан неподдельной любовью, а добрая леди Кейтлин искренне ненавидит своего пасынка Джона Сноу.

Каждый поступок персонажей спровоцирован вполне реальными причинами, не имеющими ничего общего с бездумным героизмом или абсолютной душевной тьмой. Тайвин винит Тириона в смерти своей любимой жены, но не может отказаться от уродливого ребенка, ведь втайне уважает его ум и стремление быть достойным благородной семьи. Пес искренне жалеет Сансу, однако вынужден служить королю Джофри и беспрекословно выполнять его жестокие приказы. Маленькая запуганная Дейнерис находит защитника в Дрого и решается противостоять деспотичному брату.

В отличие от большинства романистов, стиль письма Мартина схож с искусством фотографии. Одним росчерком пера он дает исчерпывающее, детальное, практически неизгладимое из памяти, изображение. На создание четких образов другим требуется вдаваться в просторные рассуждения на несколько страниц, Великий Мартин раскрывает характер персонажа по мере повествования и не заостряет внимание на долгое предварительное знакомство.

Еще одна уникальная особенность саги «Песнь льда и пламени» заключается в сюрпризах и тайном смысле каждой сказанной фразы. Здесь нет неважных фактов, ненужных слов или глупых действий. Даже когда основной секрет раскрыт, остается еще масса вопросов, требующих ответов. Читателя постоянно держат в напряжении и позволяют строить собственные логические измышления, выдвигать немыслимые теории, объясняющие происходящее.

Критики обвиняют автора в пропаганде насилия, сексуальных девиаций и жестокости. В защиту скажу, что подобные вещи всегда сопровождают войну. Прежде, чем сесть за написание книги Мартин подробно изучил нравы, традиции и культуру Европы эпохи Средневековья. Рыцарские романы не имели ничего общего с реальной жизни городов III-X веков. Голод в стране провоцировал случаи каннибализма, правящие династии для сохранения земель заключали межродственные браки, а элементарного понятия «личная гигиена» не существовало.

Оценка саги «Песнь Льда и пламени»

1. Степень прорисовки героев: 10 из 10
Универсальной системы добра и зла не существует, поступки личностей имеют сложный нравственный подтекст. Порой уровень сопереживания доходит до крайней пиковой точки. Вместе с героями я плакала, смеялась, испытывала обиду и впадала в безумную ярость.

2. Оригинальность: 9 из 10
Некоторые моменты общие для многих произведений (проблемы отцов и детей, моральная составляющая жизненных событий), но вместе с тем за плечами каждого персонажа своя уникальная история, вписанная в общий контекст повествования.

3. Художественные качества: 9 из 10
Диалоги и описания рисуют перед нами живописные картины. Тексты сочные, наполненные нестандартными речевыми оборотами, позволяющими глубоко проникнуться духом саги.

4. Простота: 5 из 10
Вас не должна смущать настолько низкая оценка, ведь «Песнь льда и пламени» не бульварное чтиво, она не должна быть легкой. Среди многочисленных персонажей, ряда сюжетных линий и специфических политических аспектов можно потеряться. Моральные дилеммы вносят неразбериху в привычные жизненные ценности и дают богатую пищу для размышлений.

5. Общее впечатление: 8 из 10
После прочтения остаются смешанные чувства и привкус горечи на губах. Любимые герои умирают, мерзкие личности добиваются успеха, а подлость побеждает благородство. Хочется кричать и требовать справедливого возмездия. Кто знает, может, в 2016 году «Ветра зимы» подарят фанам больше положительных эмоций.

Справочник «Мир Льда и Пламени»: официальная история Вестероса и «Игры Престолов»

Шестой сезон сериала «Игра престолов» завершился на самом интересном месте: Мать драконов погрузила своих детишек на корабли и усиленно гребет к Вестеросу, где ее поджидает воскресший родственник – Джон Сноу. Им там явно будет вессело, а вот чем заняться нам в ожидании следующего сезона? Одним из лучших вариантов будет знакомство с историей вселенной Льда и Пламени. Кто такие первые люди? Были ли вторые? Кто сжил со свету Таргариеновских драконов? И самое лучшее, что только можно придумать, чтобы лучше разобраться в происходящем – это проштудировать книгу «Мир Льда и Пламени. Официальная история Вестероса и Игры Престолов».

Не секрет, что Джордж Мартин ни капли не сдерживал себя, сочиняя сагу о сварах Старков и Ланнистеров, отчего книги у него получались увесистыми. Всего, что придумал плодовитый писатель, не выдержал бы бюджет ни одного сериала. Так что HBO, занимавшаяся экранизацией «Игры Престолов», вынуждена была нещадно кромсать историю, выкидывая из нее персонажей семьями и целые главы, лишь бы утрамбовать все сюжетные перипетии в запланированные 10 серий на сезон. В результате такой трамбовки ответы на многие вопросы ничего не подозревающий телезритель может получить лишь осилив все пять имеющихся на данный момент талмудов — а это около 4000 страниц.

«Мир Льда и Пламени» — гораздо более щадящий вариант. К тому же, она окажется интересна даже тем, кто знает досконально знает вселенную, созданную Мартином. Книга не содержит спойлеров к основной сюжетной линии «Престолов», и поэтому ее можно смело читать, не опасаясь узнать содержание грядущих серий раньше времени.

Как выглядит книга

«Мир Льда и Пламени. Официальная история Вестероса и Игры Престолов» – это щедро иллюстрированный исторический справочник, повествующий о фентезийной вселенной, где нашлось место Семи королевствам, драконам, 200-метровой стене изо льда, Ночному дозору и печальному развратнику Тириону.

Сама книга получилась внушительной: 7 разделов, 329 страниц и 170 иллюстраций упрятаны под «пухлую» обложку, которая украшена тиснением с изображением герба Таргариенов – трехглавым драконом. Страницы издания стилизованы под древний фолиант: текст, географические карты и красочные иллюстрации напечатаны на плотной бумаге желтоватого цвета; верстка выполнена нешаблонно, с выдумкой. Такую книгу приятно держать в руках и не менее приятно читать.

Как был создан «Мир Льда и Пламени»

Идея создать справочник о Семи королевствах впервые появилась в 2004 году, когда Джорджа Мартина уже причислили к классикам современного фентези. В то время писатель едва получил свой третий «Локуст» (это такой «Оскар» у фантастов) и дописывал четвертую книгу серии, «Пир стервятников». Поклонники томились в ожидании новых красных свадеб, и книгоиздатель предложил Мартину подогреть сообщество, выпустив путеводитель по Вестеросу. Идея первоначально пришлась Джорджу не по душе, но позже, поразмыслив о выгоде, он дал ей ход, подрядив на создание путеводителя «литературных негров».

«Неграми» стали Элио Гарсия-младший и Линда Антонссон – преданные поклонники писателя, давно уже державшие фанатский сайт westeros.org. С 2006 по 2011 год они выдаивали из мартиновских талмудов информацию об устройстве Вестероса, его истории и народах. Итоговый материал, 50 тысяч слов, показали Джорджу.

Тот не сдержался и в лучших своих традициях растекся по древу, обогащая историю мира новыми деталями (в том числе, кровавыми и безнравственными). Объем труда в итоге вырос до 300 тысяч слов. Посовещавшись, соавторы все же сократили свой опус, оставив в нем 180 тысяч слов, которые мы и имеем счастье наблюдать в итоговом справочнике.

Впервые «Мир Льда и Пламени» был выпущен в 2014 году. На весь замысел – от идеи то финального воплощения – ушло 10 лет, при этом книга из компиляции уже известных фактов превратилась в источник уникальной информации, которая никак не отражена в других книгах цикла «Песнь Льда и Пламени». Издание на русском языке появилось совсем недавно, в 2016-м. Перевод «Мира» на русский язык осуществила Наталья Виленская, основной переводчик книжной «Игры Престолов», поэтому путаницы в терминах и именах быть не должно.

Содержание книги

«Мир Льда и Пламени» написан от лица Янделя, мейстера Цитадели, и посвящен королю Томмену Баратеону, занявшему трон после смерти своего старшего брата Джоффри. В свете событий, показанных в шестом сезоне сериала «Игра престолов», твердой уверенности в том, что Томмен читал этот справочник, нет.

Яндель подает информацию как собственный взгляд на дела, творившиеся задолго до его жизни, порой снабжая их нелестными комментариями. Особенно это касается жизнеописаний Таргариенов. Периодически приводятся «цитаты» из более древней книги, написанной еще архимейстером Гильдейном. Таким образом, хоть справочник и не является романом серии, его можно смело считать полноценным произведением цикла «Песнь Льда и Пламени», удачно вписанным в эту вымышленную вселенную и хорошо ее дополняющим.

Язык книги очень прост. Более того, авторы, видимо, утомившись общим пафосом повествования, время от времени позволяют себе шутку-другую. Например: «В Цитадели имеется чучело лемура из Квохорского леса, но школяры столь долго гладили его на счастье перед экзаменами, что он совершенно облысел».

Разделы «Мира Льда и Пламени»

Первым разделом «Мира» идет «Древняя история», повествование о народах, населявших привычный нам Вестерос и непонятный Эссос за 10 тысяч лет до событий «Игры престолов». Как следует из раздела, первыми в Вестеросе поселились великаны и Дети Леса – некие эльфоподобные существа. Позже из Эссоса на континент прибыли первые люди и покорили его. Затем из Эссоса прибыли уже андалы и тоже покорили его. Потом все из того же злосчастного Эссоса в Вестерос прибыли ройнары и оттяпали у андалов Дорн. По тому же принципу прибыли Таргариены и задраконили всех до полного изнеможения.

Как видим, захватнические войны всегда были неотъемлемой частью вестеросской повседневности. Нет ничего удивительного в том, что такой ход вещей сохраняется и по сей день. Как знать, может из дотракийцев со временем получатся вполне приличные вестеросцы, ничуть не хуже ройнаров с андалами. В этом же разделе рассказывается о событиях Долгой ночи, Иных, раскатывающих на гигантских пауках, и падении Валирии, которую через раз поминают, говоря о белых ходоках. В целом, очень поучительно.

Следующий большой раздел «Мира Льда и Пламени» посвящен правлению династии Таргариенов, которая лихо захватила Вестерос с помощью прирученных драконов, а потом так же лихо слетела с трона, этих самых драконов лишившись. Как и в любой династии, среди Таргариенов были талантливые короли и бестолковые деспоты. Один из них прославился тем, что перебил в междоусобной войне всех драконов. Другой отметился своими девятью любовницами. Третий женился сразу на четырех женщинах. Хотя, бывали и исключения, и тогда страна процветала, люди добрели, а их жены тучнели; в общем, благодать.

Всех Таргариенов перечислять нет нужды; в целом, разносторонние личности. Достижения династии свел на нет последний из рода, Безумный король, жаривший по очереди и своих подданных, и их женщин. Падению Таргариенов и восстанию Роберта Баратеона посвящен отдельный раздел книги.

Около сотни страниц «Мира» повествуют о географии и политической жизни Семи королевств. Очень детально описаны Север, Стена и застенье, Речные земли, Долина, Железные острова, Западные земли, Простор, Штормовые земли и Дорн. Каждая такая глава снабжена картой, исторической справкой «от первых людей до сейчас», рассказом о правящих домах и какой-нибудь особенной и неожиданной историей. Например, в главе о Дорне присутствует очерк «Странные обычаи Дорна», рассказывающий о том, как именно они живут и зачем.

Читайте также  В кого нарядиться на Хэллоуин: идеи образов

Финальный раздел книги посвящен тому, что творится вне Вестероса и это, возможно, – самый интересный блок. Он проливает свет на то, чего в телесериале толком показано не было: на страны и города Эссоса, которые оставались в тени. Таким образом, «Мир» – это чуть ли не единственный (а может и единственный) источник информации о Вольных городах и землях за ними. Описан даже легендарный Асшай у Края Теней, регион, дальше которого, по слухам, нет вообще ничего. Пустота.

В качестве приложения в «Мир» добавлены родословные главных домов: Таргариенов, Старков, Ланнистеров, а также хронология престолонаследия за последние несколько сотен лет. И еще раз об иллюстрациях: их много, 170 штук. Многие персонажи и города никак не фигурируют в сериале, поэтому об их внешнем облике мы могли лишь догадываться. Кое-что, понятное дело, описано в книгах Мартина, но, как говорится, лучше один раз увидеть.

«Мир Льда и Пламени» – произведение, замечательное во всех отношениях. Человеку, интересующемуся событиями «Игры Престолов», эта книга позволит намного лучше разобраться в причинах происходящего, придаст многим событиям дополнительную глубину. А главное, позволит нам воспринимать описываемый мир более целостно через год, когда Джон Сноу наконец повстречается со своей заморской родственницей.

Песнь Льда и Пламени длиною в 27 лет.

Доброго всем времени суток.Пока HBO затаилось до Нового года и новости,слухи,шепотки,намеки о последнем сезоне Игры Престолов не накрыли нас волной,захотелось вернуться к тому с чего всё начиналось.

А в начале было слово.То есть книга.В 1991 году Джордж Р.Р. Мартин отправил своему редактору набросок нового романа,а вернее-трилогии, о выдуманном королевстве,так похожем на наш средневековый мир.Главными героями были дети из благородных семей,чье взросление выпало на суровое время войны за власть над Железным Троном,начатую их родителями.Но лиха беда начало-писателя так увлекла работа ,что планируемые скромные три тома превратились в семикнижье ,маленькое королевство — в огромный мир со странами и континентами,временной отрезок размером в человеческую жизнь-в тысячелетнюю историю,а пятеро главных героев -в 9 Великих Домов Вестероса

Мой путь к Песне начался так же как и у огромного числа других читателей-с сериала.За что ему конечно же отдельное спасибо.И хотя с самого начала я не хотела спойлерить себе сюжет и планировала заняться чтением после окончания Игры Престолов,но малодушно сломалась,когда поняла что 2-й сезон закончился,а до 3-го ещё целый год.И. ни разу не пожалела.Потому что разница между сериалом и книгами -как между игрушечным калейдоскопом и витражом Собора Парижской Богоматери.Не в части качества,мастерства или профессионализма,а в масштабе,красках и детальности.

Одна из причин по которой я так люблю эти книги именно та,за которую её критикуют многие читатели-огромное количество деталей и множество персонажей,появляющихся иногда лишь в паре предложений.»Можно было и не перечислять все 777 блюд королевской свадьбы,не описывать костюмы дам на пол страницы,не рассказывать чего там и куда там когда-то какой-то Кхал,чьё имя нам нафиг не нужно,ибо к происходящему он вообще никакого отношения не имеет»-ворчат они.Конечно можно. Но..именно всё это-детали,персонажи,страны,острова,истории-делает этот вымышленный мир живым,дышащим,реальным.(Настолько реальным,что в некоторых университетах есть даже курсы по изучению дотракийского языка(*дотраки-народ кочевников,живущий в Эссосе)

Другая причина-герои,живущие в этом мире.Умные,трусливые,красивые,упрямые,уродливые,талантливые,злые,нищие,суровые,бедные,глупые,богатые,сумасшедшие,грешники,праведники-весь спектр человеческих качеств и фактур,объединенный одним свойством-они настоящие.Даже кажущиеся типично шаблонными персонажи по мере течения повествования приобретают глубину и индивидуальность.Люблю их за то ,что будет раздражать читателей Ситхов,всё возводящих в абсолют-здесь нет «хороших» и нет «плохих».И если присмотреться внимательней- увидишь что белое пальто признанных Д`Артаньянов далеко не такое белое,а черные одежды Кардиналов-лишь видятся таким во тьме,их окружающей.Люблю наблюдать как они взрослеют и развиваются(или наоборот-впадают в детство и деградируют),как меняются сами и как меняют окружающий мир.

И третье-Мартин сумел написать роман в котором как у драгоценного камня множество граней и плоскостей.От вопросов воспитания ребенка до степени необходимости жестокости во власти,от возникновения комплексов и их влияния на нашу жизнь до разумности насильственного развития цивилизации,от влияния судьбы на нашу жизнь до необходимости музыкального образования-выбирайте на свой вкус!

«Погодите,а как же драконы,магия,вот это вот всё?!»-спросите Вы.Само собой «это вот всё» там есть.Просто ,скорее это как декорация в театре.Красивая,яркая,эффектная,меняющаяся-она создает настроение,добавляет красок,радует взгляд.Но ведь главное на сцене всё таки персонажи и их жизнь,не правда ли?

13 летняя хрупкая девушка,мечтающая о маленьком доме с красной дверью,где она будет жить в окружении родных людей,счастливо и в безопасности.И женщина,тень от крыльев драконов которой накроет пол-мира.

14 летний подросток,окруженный любящей семьей,наслаждается жизнью и готовится когда нибудь стать главой своего Дома.И полководец,ставший Королём Севера.

24 летний прожигатель жизни из знатного и богатого рода.И беглец,потерявший всё.

11 летняя прилежная рукодельница,мечтательница , безнадёжный романтик.И беглянка,за чью голову назначена награда.

15 летний мальчишка,всеобщий любимец,один из лучших рыцарей Вестероса,телохранитель Короля.И Цареубийца.

И это лишь несколько героев.Все пройдут свой путь.Каждое решение,каждый выбранный поворот,каждый поступок влечет за собой последствия.Иногда -сразу.Иногда-через годы.Благие намерения создают ад,мечты ,сбываясь,становятся кошмаром ,а проклятье — бесценным даром.Они будут терять самое дорогое и учиться продолжать после этого жить.Будут рождаться и умирать,драться и любить,верить и предавать,править и выживать,мечтать и . летать.

Начавшееся 27 лет назад путешествие еще не закончено.На данный момент издано 5 книг цикла.В следующем году поклонники Песни всё таки надеются увидеть на книжных прилавках 6-ю книгу-«Ветра Зимы».7-й,завершающий роман «Грёзы о весне» ,сейчас кажется чем-то мифически нереальным.

Хотя. вот в Вестеросе в Иных народ верил ещё меньше, чем в возрождение драконов,а оно вот как всё обернулося.

Обновлено 11/11/18 13:35:

Спасибо за такой живой отклик ))) Слегка дополню:

«Читать или нет ,если уже посмотрел сериал и вроде как итак всё знаешь ?»-Однозначно читать. Сериал примерно совпадает с книгой до 4-5 сезона.Далее те небольшие изменения что тут и там вносили его создатели вымахали в пропасть а ля Марианская впадина.Сейчас даже главные герои со своими книжными прототипами имеют общего только имя(да и то не все,мои соболезнования Аше Грейджой).Да,масштабные события те же,все остальное-нет.Так что воспринимайте это как «Совы не то чем они кажутся»(с.) и вперед,исследовать 7 королевств самостоятельно :))

Зима близко Из чего сделана вселенная «Игры престолов»: от Войны роз до Стивена Кинга

В воскресенье начнут показывать четвертый сезон сериала «Игра престолов». В связи с этим «Воздух» вспоминает свой материал к началу сезона третьего — об исторических и литературных источниках сериального универсума.

Война Алой и Белой розы

Самое популярное определение «Песни льда и пламени», книги, по которой снята «Игра престолов», гласит, что это Война Алой и Белой розы, превращенная в фэнтези, — и сам Джордж Мартин охотно подтверждает, что придумал сагу, опираясь именно на конфликт Йорков и Ланкастеров в XV веке (отсюда и самая очевидная параллель, которая работает даже чисто фонетически: Йорки // Старки и Ланкастеры // Ланнистеры). По ходу тридцатилетней Войны Роз английский трон менял владельца шесть раз, а феодалы и военачальники регулярно предавали сюзерена в попытке заключить удачный брак или получить земли (существует даже термин «бастардный феодализм», характеризующий беспринципность мелких дворян) — все это, безусловно, очень похоже на то, что происходит в «Песне льда и пламени». Впрочем, если углубиться в детали, выяснится, что главным Ланнистером по духу был формальный Старк — йоркист-интриган Ричард Невилл по прозвищу Делатель Королей; да и сторон конфликта у Мартина не две, а все двадцать две. Он кромсает на лоскуты и перешивает на свой размер всю средневековую историю Англии: Семь Королевств отсылают ко времени так называемой гептархии, когда вся территория Британских островов была поделена на семь государств; за первыми людьми угадываются кельты, за андалами — германские варвары, за Таргариенами с их Эйгоном Завоевателем — норманны и Вильгельм Завоеватель. Ну а самое наглядное заимствование легко обнаружить, просто приложив зеркало к карте Вестероса (или Британии).

Пример

Джон Р.Р.Толкин

Герой Шона Бина не может взять и просто так остаться в живых — это относится и Боромиру из «Властелина Колец», и к Эддарду Старку из «Игры престолов»

Все великие фэнтези-эпопеи так или иначе обязаны самой первой — и «Игра престолов» не исключение. Придумавший «Песнь льда и пламени» Джордж Мартин впервые прочитал «Властелина Колец» в 10-м классе — книга произвела на него сокрушительное впечатление, он до сих пор перечитывает раз в несколько лет, и есть подозрение, что Р.Р. в его официальном имени — тоже в некотором смысле отсылка к первоисточнику. Разумеется, в «Игре престолов» нет столь четкого разграничения добра и зла, как у Толкина; разумеется, Мартин гораздо более историчен — однако два сочинения роднит не только то, что они происходят в тщательно выдуманном альтернативном универсуме, но композиционное устройство. Как и во «Властелине Колец», сюжет «Игры престолов», начавшись в одном месте, где собрались все герои, постепенно расширяется и охватывает весь придуманный автором мир — причем в случае Мартина этот подход еще и гипертрофирован: отсюда тысячестраничные четвертый и пятый тома «Песни льда и пламени», рассказывающие о событиях, происходящих в одно и то же время с разными героями в разных местах; отсюда необходимость, вставшая перед сценаристами сериала, разделить третий том на два сезона.

Пример

Эддард Старк. Создатели «Игры престолов» не зря взяли на роль главы рода Старков Шона Бина, сыгравшего Боромира у Питера Джексона, — герою Мартина, как и наследнику наместника Гондора, свойственна непреклонная вера в долг, честь и собственные силы, которая в обоих случаях до добра не доводит.

Древний Рим

Одно из многочисленных изменений, которые создатели сериала внесли в эпопею Мартина, — это почти полное исчезновение подробностей про город Кварт, куда попадает Дэйнерис Таргариен после долгого шествия по пустыне. Меж тем, в книге Кварт сильно напоминает средневековый город-республику — вроде Амстердама (слева)

Жители Вестероса, где происходит основное действие двух первых сезонов сериала (но не последующих), в большинстве своем говорят с британским акцентом — однако этим мир Мартина не ограничивается: восточнее лежит континент Эссос, где собирает войска Дейнерис Таргариен и в этнографии и истории которого сплавлены воедино самые разные эпохи и сюжеты. Есть у Мартина и свой Древний Рим — Валирия, могущественная империя, строившая свою власть на магии, завоевавшая весь Эссос (уничтожив при этом конкурирующий Старый Гис — здешний Карфаген) и погибшая от внезапного извержения сотен вулканов, подобно уже Атлантиде, примерно за пятьсот лет до событий «Игры престолов». С тех времен в мире Мартина сохранились прекрасные дороги, древние свитки и оружие из валирийской стали, а бывшие колонии Валирии вроде Кварта и Браавоса (родины помогавшего Арье Старк Якена Хгара) стали Вольными городами. Они, в свою очередь, напоминают европейские города-государства, особенно Венецию и Амстердам. Одно грустно: своей России у Мартина нет, номинальная «Азия» захвачена «монголами» — дотракийскими кочевниками.

Пример

Стивен Кинг

Ближе всего к книге Мартина с его жутковатыми персонажами вроде Белых ходоков (слева), пожалуй, цикл Кинга «Темная башня» — например, такой вот мертвый поезд украшал обложку его третьего тома «The Waste Lands»

Читайте также  Постное меню: вред или польза

Джордж Мартин многим обязан величайшему фантасту и мастеру ужасов: в 80-е он работал сценаристом мистического сериала «Сумеречная зона», для которого писал Кинг; его самым популярным произведением до «Песни льда и пламени» был страшный рассказ о коллекционере инопланетных насекомых «Короли-пустынники». К фирменной кинговской жути можно с некоторым допущением возвести персонажей вроде Иных или безъязыкого Илина Пейна — но есть и прямые заимствования приемов. Как признавался сам Мартин, он сознательно взял у Кинга многократное повторение какой-либо фразы-рефрена, задающей психологический фон того или иного персонажа. Подобного рода реплики есть у половины героев саги.

Пример

Катары

Как и жрица культа Р’глора Мелисандра, катары любили огонь

Средневековое религиозное движение, по-своему переосмыслившее христианство и объявленное за это Святым престолом опасной ересью; было распространено прежде всего во французском Лангедоке и смежных с ним регионах. Принципиальным для мировоззрения катаров был дуализм: грубо говоря, они противопоставляли милосердному Богу Евангелия гневного Бога Ветхого Завета; считали, что мир — епархия дьявола; и в целом разделяли добро и зло как два независимых друг от друга начала. Папа Иннокентий III объявил против катаров Альбигойский крестовый поход, растянувшийся в начале XIII века на двадцать лет, в результате которого одни и те же территории по нескольку раз переходили из рук в руки, а погибли около миллиона человек. По всей видимости, именно кровавой продолжительной междоусобицей Альбигойского похода во многом вдохновлялся Мартин, создавая драматургию гражданской войны в Вестеросе. Что до клерикальной составляющей, то в «Игре престолов», по сути, противостоят друг другу вообще все основные типы человеческих верований: Старые боги Севера и рода Старков (анимизм и вера в духов природы) vs культ Семерых, основная религия Вестероса (антропоморфный политеизм) vs культ Р’глора (оккультный монотеизм).

Пример

Скандинавская мифология

Лютоволки, исполинские волки из «Игры престолов», мистически связанные с детьми семьи Старков, явно вдохновлены скандинавскими варгами, один из которых, Фенрир, обеспечил в нордической мифологии апокалипсис

И не только скандинавская, конечно: Мартин явно стремится к тому, чтобы создать универсальный, в каком-то смысле окончательный фэнтези-эпос, в котором будут сведены воедино примерно все мифологии, религии, войны и психотипы в истории человечества — и зачастую одна реалия в «Песне льда и пламени» и «Игре престолов» может отсылать сразу к нескольким разным культурам. Впрочем, параллели с миром скандинавских мифов самые очевидные. Так, инцестуальную связь Джейме и Серсеи можно возвести к аналогичным отношениям детей Вотана Зигмунда и Зиглинды. Драугры, берсерки, не сожженные на костре и потому превратившиеся в живых мертвецов-воинов, — явная параллель белым ходокам. Варги — предки лютоволков. Ну и так далее, и тому подобное.

Пример

В «Игре престолов» Бран Старк пока что — просто инвалид-безотцовщина с галлюцинациями, но то ли еще будет

Шотландские кланы

Герб клана Гордонов — и герб дома Грейджоев

Ветвистое дерево родовых домов Семи Королевств с их изощренной геральдикой выросло из шотландской клановой системы, существовавшей с XIV по XVIII век: вся территория Шотландии в этот период была разделена на сферы влияния многочисленных горных и равнинных кланов, у каждого из которых был общий предок, свои цвета, герб, девиз и идеология, а также личная летопись обид, нанесенных другими кланами.

Пример

Адрианов вал

Каменное оборонительное сооружение высотой 6 метров и длиной 120 километров, построенное римлянами во втором веке нашей эры при императоре Адриане в Британии — в районе современной границы Англии и Шотландии; предназначалось для того, чтобы препятствовать набегам варварских племен. В 1981 году 33-летний Джордж Мартин впервые выехал за пределы США и отправился в гости к подруге, переехавшей в Англию. Однажды они поехали к валу — были сумерки, туристические автобусы давно разъехались; писатель стоял на вершине вала, глядел на окружающие просторы и представлял себя римским солдатом, напряженно вглядывающимся в таящий опасность чужеземный лес. Тогда у него и родилась идея написать историю о людях, которые несут стражу у конца мира. В «Песне льда и пламени» Адрианов вал превратился в Стену — простершееся от берега до берега исполинское ледяное сооружение высотой в 200 метров, воздвигнутое с помощью магии и предназначенное для того, чтобы защищать Семь Королевств Вестероса от дикарей, оборотней, великанов и прочих нецивилизованных элементов крайнего Севера.

Зачем читать сагу «Песнь льда и пламени»: окунемся в мир «Игры Престолов»

Обложка первого издания Игры престолов

Британское издательство Джорджа Мартина, Harper Collins, вслед за объявлением о том, что «Ветра зимы» не значатся в планах на публикацию 2015 года (зато в октябре выходит иллюстрированный Гари Джани томик с тремя повестями о Дунке и Эге), обнародовало написанное в октябре 1993 года письмо Мартина своему агенту Ральфу Вичинанце (Ralph Vicinanza) со сжатым изложением сюжета Песни Льда и Пламени. Вскоре издательство удалило все фотографии письма, поэтому сошлемся на соавторов Мартина по «Миру Льда и Пламени», чтобы не было вопросов о подлинности.

В это время у Мартина было написано около сотни страниц первой из трех задуманных на тот момент книг. Напомним, что в 1991 году Мартин взялся писать научно-фантастический роман из серии «Тысяча миров» под названием «Авалон», когда вдруг у него в голове возник очень яркий образ самой первой главы Брана, где тот с отцом и братьями находит мертвую лютоволчицу. Мартин не раз говорил, что он из числа писателей-садовников: у него редко бывает продуманный план, он увлекается образом и следует за ним. Так и в 1991 году, увлекшись, он написал еще несколько глав, однако в 1992 году полностью переключился на разработку сериала «Порталы». После его отмены в середине 1993 года писатель вернулся к «Игре престолов», а в конце года решил показать свои задумки литературному агенту. Это письмо и попало в сеть.

Письмо раскрывает, как писатель представлял себе Песнь Льда и Пламени в самом начале пути. На тот момент в голове у него была лишь идея очередного романа, не претендующего на славу и на статус Magnum opus писателя. Здесь нет героев и мест, введенных после «Игры престолов». Дети в какой-то части трилогии становятся гораздо старше — и Тирион, кстати, явно из поколения Старков-детей, а не их отцов. Красной свадьбы нет и в помине (Мартин упоминал, что пришел к ней очень рано, но, видимо, все-таки позже этого письма)… Очень многие сюжетные линии завершились или развиваются совсем не так, как Мартин описывал их осенью 1993 года. И все же отчасти здесь есть спойлеры. А кое-что выглядело настолько откровенным спойлером, что один абзац издательство перед публикацией замазало.

102 Сан Сальвадор

Вот первые 13 глав (170 страниц) фэнтези-романа, о котором я тебе писал, с рабочим названием «Игра престолов». Я планирую, что он станет первой частью эпической трилогии с общим названием «Песнь льда и пламени».

Ты знаешь, что я не составляю план для романов, которые пишу, потому что теряю интерес, когда четко представляю, чем все закончится. У меня есть, однако, проработанные идеи и по общей композиции этой истории, и по судьбе многих главных героев этого произведения.

Грубо говоря, приложенные первые главы дают начало трем основным конфликтам, которые определят главные сюжетные линии трилогии, переплетающиеся в сложное, но восхитительное (как я надеюсь) полотно. Каждый из конфликтов приведет к разрушительной угрозе судьбе моих вымышленных Семи Королевств и жизней моих главных героев.

Первая угроза возникнет из-за вражды между великими домами Ланнистеров и Старков, которая выльется в заговор, контрзаговор, честолюбивые стремления, убийство и месть, а главным призом окажется Железный трон Семи Королевств. Таков костяк первой книги трилогии, «Игры престолов».

В то время, пока лев Ланнистеров и лютоволк Старков будут рычать и драться друг с другом, вторая угроза, более серьезная, придет из-за Узкого моря, где дотракийские повелители всадников собирают свои орды варваров для Дейенерис Бурерожденной, последней из династии Таргариенов, повелителей драконов. Вторжение дотракийцев будет центральным конфликтом второй книги трилогии, «Танца с драконами».

Однако самая страшная угроза придет с севера, где в ледяных пустошах за Стеной полузабытые демоны из сказок, нелюди Иные, поднимают холодные легионы нежити и нерожденных и готовятся оседлать ветра зимы, чтобы уничтожить все живое. И лишь Стена и горстка людей в черном, называемых Ночным Дозором, будет стоять между Семью Королевствами и вечной ночью. Таков будет центральный конфликт третьей книги трилогии, «Ветров зимы». Решающая битва сведет вместе главных героев и свяжет воедино сюжетные линии, чтобы сформировать кульминационный финал.

По имеющимся тринадцати главам можно составить представление о моем способе изложения истории. Все три книги будут сложены из мозаики попеременных взглядов на происходящее многих из огромного числа персонажей. Список персонажей будет меняться, старые герои будут умирать, им на смену придут новые. Смерть настигнет и некоторых полюбившихся читателю персонажей, включая ведущих повествование. Я хочу создать у читателей ощущение, что никто не защищен от смерти, даже вроде бы главные герои. Напряжение возрастет, если станет понятно, что любой персонаж может умереть в любую минуту.

Пятеро главных героев доживут до конца третьей книги, превратившись из детей во взрослых и изменив мир вокруг и самих себя. В определенном смысле моя трилогия окажется сагой об одном поколении, поведает о жизненном пути этих пяти персонажей: Тириона Ланнистера, Дейенерис Таргариен и трех детей из Винтерфелла — Арьи, Брана и бастарда Джона Сноу. Все они уже подробно введены в присланных мною первых главах.

Я надеюсь, что произведение получится эпическим — и по масштабу происходящего, и по объему. Все три книги представляются мне очень толстыми, около 700-800 страниц в рукописи, так что тринадцать присланных мною глав — это только самая завязка.

У меня есть четкое представление, как будет разворачиваться действие в первой книге, «Игре престолов». Боюсь, положение бедных Старков станет много хуже, чем есть, прежде чем начнет выправляться. Лорд Эддард Старк и его жена Кейтилин Талли обречены, они погибнут от рук врагов. Нед выяснит, что случилось с его другом Джоном Арреном, но прежде чем он сумеет что-либо предпринять, король Роберт погибнет в результате несчастного случая, и на престол взойдет его злобный(?) и жестокий сын Джоффри, еще не достигший совершеннолетия. Джоффри не будет благожелателем и обвинит Неда в измене, но тот успеет помочь сбежать своей жене и Арье назад в Винтерфелл.

В обеих противоборствующих семьях найдется по человеку, чья верность окажется под сомнением. Санса Старк, выданная замуж за Джоффри Баратеона, будет вынашивать его сына, наследника престола, и в решающий момент предпочтет мужа и сына родителям и братьям с сестрой. Позже она горько пожалеет об этом выборе. В то же время Тирион Ланнистер близко сойдется с Сансой и ее сестрой Арьей, постепенно отдаляясь от своей семьи.

Юный Бран выйдет из комы, увидев странный пророческий сон, но обнаружит, что никогда больше не сможет ходить. Он обратится к магии — сначала в надежде на исцеление своих ног, но потом уже ради самой магии. В момент казни его отца, Эддарда Старка, Бран увидит падающую на них тень судьбы, но слова не остановят его брата Робба от созыва знамен и восстания. Весь север будет объят войной, Робб одержит несколько внушительных побед и покалечит в бою Джоффри, но в итоге все же не выстоит против Джейме и Тириона Ланнистеров и их союзников. Робб Старк падет в битве, а Тирион Ланнистер осадит и сожжет Винтерфелл.

Читайте также  Быт или не быт: Что убивает мужское либидо?

Бастард Джон Сноу будет находиться далеко на севере. Он вырастет в отважного разведчика и в конце концов сменит своего дядю на посту командующего Ночным Дозором. Спасаясь из сожженного Винтерфелла, Кейтилин направится на север с сыном Браном и дочерью Арьей. Преследуемые всадниками Ланнистеров, они станут искать убежища на Стене, но люди Ночного Дозора отрекаются от своих семей, надевая черное, так что Джон и Бенджен не смогут им помочь. Джон будет страшно страдать, и ситуация приведет к мучительному разрыву его отношений с Браном. А вот Арья сохранит с Джоном хорошие отношения… пока не обнаружит, что влюбилась в своего сводного брата и принявшего обет безбрачия мужа Ночного Дозора. Влечение друг к другу будет мучить Джона и Арью все три книги, пока тайна происхождения Джона не откроется в конце трилогии.

Не получив защиты у Ночного Дозора, Кейтилин и ее дети попробуют спастись, отправившись еще дальше на север, за Стену. Но там они попадут в руки Манса Налетчика, Короля-за-Стеной, и станут свидетелями нападения нелюдей Иных на лагерь одичалых. Магия Брана, меч Арьи Игла и свирепость их лютоволков спасет жизни детей, но их мать Кейтилин погибнет от руки Иных.

За Узким морем Дейенерис Таргариен обнаружит, что женившийся на ней кхал дотракийцев Дрого не питает особого интереса к вторжению в Семь Королевств. Страшно разочарованный этим, ее брат Визерис перейдет черту, настаивая на своих требованиях, так что Дрого выйдет из себя и убьет этого претендента на престол, оставив Дейенерис последней в роду. Дейенерис выждет удобного момента и отомстит за брата, убив Дрого, после чего сбежит с верным другом в пустыню за Вейес Дотрак. Преследуемая кровными всадниками дотракийцев, она наткнется на тайник с драконьими яйцами. Вылупление(?) дракона поможет Дейенерис подчинить дотракийцев своей воле, и она приступит к планированию вторжения в Семь Королевств.

Тирион Ланнистер продолжит путешествовать, строить заговоры и играть в игру престолов, убрав своего племянника Джоффри из отвращения перед жестокостью короля-мальчишки. Вслед за Джоффри на престол Семи Королевств взойдет Джейме Ланнистер, попросту убив всех стоящих перед ним претендентов и обвинив в убийствах Тириона. Изгнанный Тирион примкнет к другой стороне, объединившись с уцелевшими Старками ради свержения своего брата, и постепенно влюбится в Арью Старк. Эта вспыхнувшая и оставшаяся безответной страсть приведет к смертельному соперничеству Тириона с Джоном Сноу.

Но это произойдет только во второй книге.

Надеюсь, ты найдешь редакторов, столь же проникшихся этой историей, сколь и я. Можешь показывать это письмо любому, кто пожелает узнать развитие сюжета.

Несколько самых любопытных деталей, которые еще могут выстрелить в будущем:

1. До конца Мартин планирует довести как минимум Тириона Ланнистера, Дейенерис Таргариен и троих Старков — Арью, Брана и бастарда Джона Сноу.

2. Мартин планировал любовный треугольник между Тирионом, Джоном и Арьей. Вряд ли этот вариант всплывет в романе, зато прямым текстом написано, что Джон и Арья не являются сводными братом и сестрой. (Уточним, что в Вестеросе и реальном средневековье браки с кузенами/кузинами — не редкость, да и по современным законам это совершенно нормальное явление.)

3. Любопытно, что Кейтилин умирает за Стеной. Не исключено, что уже в изначальном варианте она должна была ожить из мертвых, но позже Мартин придумал ход с поцелуем Владыки.

4. Тирион и Джейме ссорятся (как и в конечном варианте), последний занимает Железный трон. Это весьма любопытно, и отчасти даже может случиться в будущем.

5. Дейенерис использует драконов для подчинения себе дотракийцев. Собственно, после концовки «Танца с драконами» такое развитие событий представлялось очевидным.

6. Вместо Бенджена Старка в конечном варианте лордом-командующим Ночного Дозора является Джиор Мормонт, но Бенджен из сюжета не пропадает. Является ли это подсказкой, что для него заготовлена судьба поинтереснее?

пысы: а я так надеялась что осенью выйдут ветра зимы.

Серия книг «Песнь Льда и Пламени» от Джорджа Мартина

Сериал «Игра престолов» известен практически каждому человеку на планете. Так же как и серия книг «Песнь Льда и Пламени», в которую входит 5 опубликованных книг и 2 на стадии печати и написания.

Джордж Мартин создал удивительный мир Семи Королевств с множеством персонажей, которые считают своим долгом захватить власть. Сериал не передает всех тонкостей и моментов, которые есть в книгах.

Пора подробнее поговорить о каждой книге серии.

Цикл книг «Песнь Льда и Пламени»:

5. Танец с драконами 6. Ветра зимы 7. Мечта о весне Приквелы

1. «Игра престолов»

Работа над романом началась ещё в далеком 1991 году. Эта история задумывалась, как трилогия. Но Мартин любит подробности, рыцарство, геральдику и многое другое. Он принял решение создать эпическое фэнтези. С этого момента началась серьезная работа над уникальным миром, которая продолжается и по сей день.

Первая книга цикла «Игра престолов» была опубликована в 1996 году. В этой книге читатель знакомится с вселенной, культурой, обычаями, великими домами и погружается в мир интриг за власть. Читатель отправится на Север и познакомится с Хранителями Севера — Старками, которые сыграют огромную роль во всей этой истории. На страницах живут Ланнистеры, которые плетут паутину интриг и разврата. События в книге нарастают, как снежный ком и невозможно оторваться от чтения до последней страницы.

Первая книга получила очень высокую оценку, как у поклонников фантастики, так и у критиков. Мартин ушел от многих канонов жанра, что придает произведению особый шик.

2. «Битва королей»

Книга опубликована в 1998 году. Вестерос раздирает Гражданская война, которая была предначертана древним пророчеством. Великие дома сражаются за власть, проливая реки крови и не жалея никого на своем пути. Они не просто убивают врагов, а стремятся растоптать все, что им дорого. Семья Старков распалась и теперь они разделены не только расстоянием, но и своим выбором. И, конечно, читатель снова встретит последнюю из рода Таргарианов. Книга заканчивается битвой у реки Черноводная, которая изменила расстановку сил в Вестеросе.

3. «Буря мечей»

Книга «Буря мечей» вышла в свет в 2000 году. Гражданская война продолжается. Каждый наделенный властью именует себя Королем и готов на все, чтобы уничтожить других. Север захвачен, Винтерфелл пал от предательства. За стеной тоже готовятся к войне. Одичалым надоело находиться на белей земле, и они готовы напасть на Вестерос. А на другом континенте Мать драконов собирают армию, чтобы вернуть трон своего отца. Война в самом разгаре, но близится её конец.

В третий и четвертый сезон сериала не вошли многие моменты, которые связаны с Дейенерис, Сноу и Тарли. Их истории вошли только в пятый сезон.

4. «Пир стервятников»

Четвертую книгу поклонникам пришлось ждать пять лет. Только в октябре 2005 года книга была опубликована на английском языке.

Многие персонажи погибли во время войны, но кто-то успел сбежать на другой конец света или за стену. Хоть война и окончена, но власть имущие не оставляют надежду и попытки взять вверх над остальными. Серсея больше остальных боится потерять власть и готова предать самых близких, чтобы больше не отдавать Железный трон. Мизинец стал протектором Долины и строит планы по захвату Винтерфелла, где главную роль Должна сыграть Санса Старк.

На Железных Островах тоже не все спокойно. Новый король готовит корабли, чтобы отправится к Матери Драконов, чтобы сделать её своей женой и получить в распоряжение её драконов.

Многие моменты из этой книги вошли в шестой сезон сериала «Игра престолов».

5. «Танец с драконами»

Книга вышла в 2011 году. В русском издании вышло два тома «Танец с драконами. Грёзы и пыль» и «Танец с драконами. Искры над пеплом», которые появились на полках книжных магазинов в 2012 году.

Первая часть книги рассказывает о тех героях, о которых не было сказано практически ни слова в четвертой части саги. Только с середины повествования история Вестероса продолжается и открывает новые главы интриг и борьбы за власть. Борьба за Железной трон снова обостряется, тем более, что на поле брани выходит ещё один потомок Таргариенов, племянник Матери Драконов. А Станнис Баратеон уже готов захватить Винтерфелл.

6. «Ветра зимы»

Шестую книгу «Ветра зимы» ждут поклонники и сегодня. Дата выходы книги уже переносилась несколько раз. Выхода стоит ждать в этом году, хотя в самый последний момент может все измениться. С учетом того, что даже выход седьмого сезона «Игры престолов» перенесли на лето. Хотя сюжет телесериала уже давно расходится с оригиналом. Чего стоит гибель некоторых персонажей на экране, но живущих на страницах книг.

А вот, что до сюжета книги, то тут практически ничего не известно, поскольку Мартин бережно хранит свои тайны. Предположительно, в книге снова появятся Белые Ходоки или Иные. И, наконец-то, читатели узнают тайну происхождения Джона Сноу.

Всем поклонникам остается только ждать выхода книги и верить, что до этого знаменательного события осталось совсем немного времени.

7. «Мечта о весне»

Рабочее название седьмой части «Мечта о весне». Выйдет ли она когда-нибудь? Время покажет, хотя многие поклонники сомневаются в этом. При этом сам Джордж Мартин дает противоречивые сведения о седьмой части.

Мартин говорил, что «Ветра зимы» могут оказаться последней книгой цикла. Потом говорил, что седьмая книга может быть не последней частью. Потом утверждал, что должен уложиться в семь томов.

Так, что всех читателей ожидает большой сюрприз от любимого автора.

Приквелы

Нельзя не упомянуть и приквелы, которые написал Джордж Мартин.

Подцикл «Повести о Дунке и Эгге» включает в себя пять повестей, которые писались параллельно с сагой «Песнь Льда и Пламени». В России была издана книга под названием «Рыцарь семи королевств», в которую вошли три первых книги: «Межевой рыцарь», «Верный меч» и «Таинственный рыцарь». Две другие повести этого цикла находятся на стадии написания.

Действия цикла разворачиваются почти за 100 лет до событий в «Песни Льда и Пламени». Повести рассказывают о жизни Дунке и Эгге, которым предстоит пройти немалый путь от пустого существования до вершин власти. Интриги, мятежи, жестокость, предательства, война… В общем там есть все, что любит Мартин. Сюжет повестей пересказывать нет смысла, надо только читать и погружаться в мир Вестероса, в прошлое, когда ещё не возродились драконы.

В 2013 году Джордж Мартин написал приквел, события которого разворачиваются за полтора века до основных событий. Приквел включает в себя две повести «Принцесса и королева» и «Принц-разбойник». Повествование идет от лица мейстеров, которые ведут хроники от незапамятных времен до истории не столь далёкой. Повести опубликованы в сборниках. В совращенном варианте познакомиться с ними можно в путеводителе «Мир Льда и Огня».

Отметим, что Джордж Мартин планирует выпустить специальное издание «Пламя и кровь», в который должны войти приквелы в полной версии. Дата выхода книги неизвестна.